Население Зарубежной Азии

В других случаях единый этнос может быть по религиозному принципу разделен на ряд весьма обособленных и даже кон­фликтующих этноконфессиональных об­щностей, примером чего может служить разделение панджабского этноса на му­сульман, индусов и сикхов с собствен­ными путями развития каждой этноконфессиональной группы.

Ислам в форме шиизма - является гос­подствующей религией в Иране и в южных районах Ирака, а в своеобразной разновидности его — зейдизме также в Йеменской Арабской Республике. В форме суннизма ислам преобладает почти во всех остальных странах Юго-Западной Азии (кроме Израиля, Ливана и Кипра). Начало распространения этой религии от­носится к VII в. Ислам исповедует также подавляющее большинство населения Афганистана, Пакистана, Бангладеш и Индонезии, равно как и малайское насе­ление Малайзии. Много мусульман в Индии, где в ряде мест, таких, как Каш­мир, они составляют даже большинство населения, и в Китае, где помимо мусуль­ман из тюркоязычных народностей име­ется китаеязычная народность хуэй, исповедующая ислам, дисперсно расселенная по всей стране и образующая компактное большинство в Нинся-Хуэйском авто­номном районе. В других странах Зарубежной Азии прослойки мусульман не­значительны. К ним относятся жители Мальдивских островов, «мавры» Шри Ланки, араканьцы в Бирме, чамы в Кам­пучии и Вьетнаме, малайцы на юге Таиланда, «моро» на юге Филиппин.

Индуизм, ставший в средние века господствующей религией главных наро­дов Индии, развился на основе более ран­него брахманизма, который включил в себя как многие черты ведической рели­гии древних индоарийцев, так и различ­ные культы доарийского (дравидского и мундаского) населения Южной Азии. Индуизм распространен, если не считать эмигрантов, почти исключительно в Индии, Непале, Бангладеш и Шри Ланке (у тамилов), в меньшей степени в Паки­стане, в древней брахманистской фор­ме — у балийцев в Индонезии. Из инду­изма еще в древности (VI в. до н. э.) выде­лился джайнизм, а в средние века (XVI в. н. э.) — сикхизм; обе эти религии остались чисто индийскими. Напротив, буддизм, возникший 2500 лет назад пер­воначально в рамках все тех же индий­ских религиозных представлений, стал мировой религией, в своих разных ва­риантах широко распространенной во многих странах. Как это ни парадо­ксально, в самой Индии, буддизм в наши дни исповедует очень небольшое число верующих, в основном в Махараштре и в пригималайских районах. В форме лама­изма буддизм исповедуется в Непале, Бутане, Монголии и тибетском районе КНР. Различные секты северного буддиз­ма — махаяны распростра­нены в Китае, Корее, Японии и Вьет­наме, где параллельно с ними существу­ют и местные культы. В тех странах, где буддизм распространился в южной форме хинаяны, или тхеравады, т. с. в Шри Ланке, Бирме, Таиланде, Кампучии, Лаосе, он стал господствующей религией, одним из основных факторов обществен­ной жизни и прочно внедрился в сам об­раз жизни населения.

Христианство сравнительно мало рас­пространено у народов Зарубежной Азии, за исключением населения Филиппин, где католичество (внедренное там испански­ми колонизаторами) является господству­ющей религией. Сравнительно много христиан в Ливане (марониты, католики, православные), в Южной Индии— в штате Керала, в некоторых районах Индонезии (амбонцы, минахасы). Де­ятельность различных, преимущественно протестантских, миссий имела известный успех среди некоторых малых народов Индии, не воспринявших индуизма (кха-си, нага и др.), Бирмы (карены) и в дру­гих местах.

Перейти на страницу: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Еще статьи

Афанасий Никитин
Великие географические открытия. Об этом уже столько написано, но всякий раз приходится удивляться мужеству людей, которые участвовали в событиях давно минувших дней. Далекий ХУ век явился знаменательным веком для многих географических открытий. Гордостью для русских людей явилось путеше ...