В других случаях единый этнос может быть по религиозному принципу разделен на ряд весьма обособленных и даже конфликтующих этноконфессиональных общностей, примером чего может служить разделение панджабского этноса на мусульман, индусов и сикхов с собственными путями развития каждой этноконфессиональной группы.
Ислам в форме шиизма - является господствующей религией в Иране и в южных районах Ирака, а в своеобразной разновидности его — зейдизме также в Йеменской Арабской Республике. В форме суннизма ислам преобладает почти во всех остальных странах Юго-Западной Азии (кроме Израиля, Ливана и Кипра). Начало распространения этой религии относится к VII в. Ислам исповедует также подавляющее большинство населения Афганистана, Пакистана, Бангладеш и Индонезии, равно как и малайское население Малайзии. Много мусульман в Индии, где в ряде мест, таких, как Кашмир, они составляют даже большинство населения, и в Китае, где помимо мусульман из тюркоязычных народностей имеется китаеязычная народность хуэй, исповедующая ислам, дисперсно расселенная по всей стране и образующая компактное большинство в Нинся-Хуэйском автономном районе. В других странах Зарубежной Азии прослойки мусульман незначительны. К ним относятся жители Мальдивских островов, «мавры» Шри Ланки, араканьцы в Бирме, чамы в Кампучии и Вьетнаме, малайцы на юге Таиланда, «моро» на юге Филиппин.
Индуизм, ставший в средние века господствующей религией главных народов Индии, развился на основе более раннего брахманизма, который включил в себя как многие черты ведической религии древних индоарийцев, так и различные культы доарийского (дравидского и мундаского) населения Южной Азии. Индуизм распространен, если не считать эмигрантов, почти исключительно в Индии, Непале, Бангладеш и Шри Ланке (у тамилов), в меньшей степени в Пакистане, в древней брахманистской форме — у балийцев в Индонезии. Из индуизма еще в древности (VI в. до н. э.) выделился джайнизм, а в средние века (XVI в. н. э.) — сикхизм; обе эти религии остались чисто индийскими. Напротив, буддизм, возникший 2500 лет назад первоначально в рамках все тех же индийских религиозных представлений, стал мировой религией, в своих разных вариантах широко распространенной во многих странах. Как это ни парадоксально, в самой Индии, буддизм в наши дни исповедует очень небольшое число верующих, в основном в Махараштре и в пригималайских районах. В форме ламаизма буддизм исповедуется в Непале, Бутане, Монголии и тибетском районе КНР. Различные секты северного буддизма — махаяны распространены в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме, где параллельно с ними существуют и местные культы. В тех странах, где буддизм распространился в южной форме хинаяны, или тхеравады, т. с. в Шри Ланке, Бирме, Таиланде, Кампучии, Лаосе, он стал господствующей религией, одним из основных факторов общественной жизни и прочно внедрился в сам образ жизни населения.
Христианство сравнительно мало распространено у народов Зарубежной Азии, за исключением населения Филиппин, где католичество (внедренное там испанскими колонизаторами) является господствующей религией. Сравнительно много христиан в Ливане (марониты, католики, православные), в Южной Индии— в штате Керала, в некоторых районах Индонезии (амбонцы, минахасы). Деятельность различных, преимущественно протестантских, миссий имела известный успех среди некоторых малых народов Индии, не воспринявших индуизма (кха-си, нага и др.), Бирмы (карены) и в других местах.