С проникновением пахотных орудий из Индии и Китая в XVIII—XIX ив. у народов высокогорных районов (тибетцев, ицзу, ну, дулун и др.) сложился своеобразный хозяйственно-культурный тип высокогорных пашенных земледельцев, для которого характерно сочетание признаков, свойственных мотыжным земледельцам этой зоны, с особенностями, заимствованными у долинных народов Южной и Восточной Азии, давно использовавших домашних животных при сельскохозяйственных работах. Плуги здесь преобладают тяжелые, с полозами, отвалами и широкими лопатообразными лемехами. В качестве тягловой силы используются главным образом быки и коровы, буйволов мало. Основные сельскохозяйственные культуры, а также характерные черты домашнего производства, жилища, пищи, утвари и одежды с распространением пашенного земледелия остались у перечисленных народов почти неизменными.
Историко-этнографические области.
Сопоставление важнейших хозяйственно- культурных типов Зарубежной Азии между собой, а также с аналогичными типами других частей ойкумены показывает, что они не связаны с какими-либо определенными этническими, языковыми или расовыми группами, но зато всегда соответствуют определенному уровню развития производительных сил общества и определенной естественно-географической среде. Совершенно иной характер имеют историко-этнографические (или историко-культурные) области, представляющие собой части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. В отличие от хозяйственно-культурных типов историко-этнографические области всегда включают народы, расселенные на смежных территориях и реально связанные между собой, хотя и различающиеся часто по уровню и направлению экономического развития.
В пределах современной Зарубежной Азии выделяется пять крупнейших историко-этнографических областей или историко-культурных регионов. Такими регионами следует считать, во-первых Юго-Западную Азию, включающую все арабские страны Восточного Средиземноморья и Аравии, Иран, Афганистан, Турции Кипр, Израиль, во-вторых, Центральную Азию (МНР и три национальных района КНР: Внутренняя Монголия, Синьцзян и Тибет), в-третьих, Южную Азию (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри Ланка и Мальдивские острова), в-четвертых, Юго-Восточную Азию— с подразделением на материковую (индокитайскую) и островную (индонезийско-филиппинскую части; и, наконец, Восточную Азию (большая часть Китая, Кореи и Японии). Границы между этими регионами менялись. Так, юг Китая до первых веков н. э. с историко-этнографической точки зрения входил в состав Юго-Восточной (а не Восточной) Азии.
Юго-западноазиатский историко-этнографический регион был областью возникновения древнейших очагов ручного (мотыжно-палочного), а позднее и пашенного- земледелия с широким использованием ирригации в предгорных районах. На протяжении всей истории народы-земледельцы тесно общались здесь с различными скотоводческими племенами пустынь и полупустынь жаркого, засушливого пояса. Расовый состав населения Юго-западноазиатского региона всегда характеризовался преобладанием южных темных европеоидов (меланохроев) переднеазиатской или арменоидной, отчасти средиземноморской (на западе) и индопамирской (на востоке) групп. Проникновение с востока тюркских племен вызвало внедрение в население Афганистана, Ирана и Малой Азии монголоидных элементов, которые, однако, не были значительными. Этническая история рассматриваемого региона характеризуется взаимодействием различных индоевропейских: эллинских, армянских и особенно иранских, народов с семитами, среди которых главную роль играли начиная с раннего средневековья арабские этносы, создавшие одну из самых высоких культур мира. Внутри Юго-западноазиатского историко-этнографического региона намечаются несколько областей: малоазийская, прибрежная средиземноморская, месопотамская, аравийская, иранская, афганистанская.