Еще в первые века н. э. в Юго-Западной и Центральной Азии очень широко были распространены культы, восходящие к древнеиранской религии— маздеизму. Это были зороастризм— государственная религия сасанидского Ирана, митраизм и манихейство в Восточном Средиземноморье и соседних странах, религия бон— в Тибете и др. Эти культы затем почти повсюду были вытеснены или поглощены христианством, исламом или буддизмом. В наше время их остатки представлены религиями небольших этноконфессиональных групп курдов-йезидов в Турции, Иране и Ираке, а также огнепоклонников- гебров в Иране и зороастрийцев- парсов в Бомбее и Гуджарате.
В Израиле государственной религией является иудаизм, сложившийся среди древних евреев в I тысячелетии до н. э. и ставший в настоящее время в капиталистических странах опорой сионизма — реакционного националистического учения, которое используется для оправдания израильской агрессии.
В Китае в первых веках н. э. оформились в качестве религий даосизм и конфуцианство, сочетающие элементы идеалистических философских систем VI—V вв. до н. э. с различными народными верованиями и культами, в особенности с культом предков. Даосизм, сохраняющийся до нашего времени главным образом на юге КНР среди китайцев и национальных меньшинств, впитал в себя различные магические шаманские и другие культы и отличается крайним мистицизмом. Конфуцианство, бывшее с конца III в. до н. э. до буржуазной революции 1911 г. государственной религией Китая, всегда освящало консервативные порядки в общественной жизни и патриархальные устои в семье. Сохраняя в настоящее время прочные позиции в КНР, конфуцианство получило также распространение в Японии и Вьетнаме.
В Японии на базе местных анимистических верований и шаманских культов сформировался в раннефеодальном периоде синтоизм, ставший национальной религией японцев и до 1945 г. игравший роль идеологической опоры японского милитаризма. Кроме официального «храмового» синтоизма в составе этой религии существует большое количество сект, среди которых имеются синтоистско- конфуцианские и синтоистско- христианские,
На протяжении многих веков религиозные различия между разными группами населения Зарубежной Азии играли весьма существенную роль в их истории, вызывая конфессиональную рознь, войны, переселения народов, а в некоторых случаях— образование новых этнокультурных общностей, таких, например, как сикхи в Индии. В настоящее время влияние религии повсеместно падает, хотя в ряде стран религия (особенно ислам) остается важным фактором общественной жизни. В то же время во многих странах Зарубежной Азии все большее распространение получают идеи атеизма, материалистического мировоззрения, а также настроения религиозного безразличия.
Демографо- географический обзор
. Зарубежная Азия по численности населения далеко опережает остальные части света. В 1975 г. здесь проживало 2200 млн. Человек, или 56% всего человечества. Естественный прирост населения Зарубежной Азии дает 60% прироста народонаселения мира. Большая часть населения региона живет в четырех крупнейших странах: Китае, Индии, Индонезии, Японии.