I тысячелетия до н. э. Приемы пашенного земледелия были принесены на север этого региона в бассейн Хуанхэ, по-видимому, из Средней и Юго-Западной Азии. Этногенетически Восточная Азия — зона формирования тихоокеанских монголоидов и народов китайско-тибетской языковой семьи, а также маньчжуров, корейцев и японцев. Тихоокеанские монголоиды, продвигаясь с севера на юг, взаимодействовапи с древними австралоидными расами, которые входили в состав мон- кхмеров, индонезийцев, айнов, от части также предков вьетнамцев и тайских народов, обитавших в пределах Восточноазиатского региона до расселения здесь китайцев и японцев. Восточная Азия включает четыре ясно выраженные историко-этнографические области: северокитайскую, корейскую, японскую и южнокитайскую, в прошлом расо- и этногенетически тесно связанную с Индокитаем. самосознание это в психологии
Для Юго-восточноазиатского историко-этнографического региона характерно развитие и взаимодействие различных хозяйственно-культурных типов, сложившихся во влажных тропиках и в субтропиках: лесных собирателей и охотников со своеобразным горным вариантом, береговых собирателей «даров моря» и рыболовов, мотыжных земледельцев жаркого пояса, наконец, пашенных земледельцев той же климатической зоны. Все перечисленные типы, кроме последнего, возникли в пределах Юго-Восточной Азии. Пашенное же земледелие проникло сюда сравнительно поздно (в первых веках н. э.), скорее всего двумя путями (из Индии и из Китая) и распространилось далеко не повсеместно. Этническая история этого региона характеризуется взаимодействием древнего аборигенного населения, принадлежавшего к австралоидным расам и говорившего, вероятно, на языках папуасского и австралийского типов, с более поздними переселенцами, которые входили в контактную южноазиатскую расовую группу — австралоидно - монголоидную, а лингвистически относились к индонезийцам и мон-кхмерам, позднее также к вьетнамцам, таи, тибсто-бирманцам, мяо-яо и китайцам. Переселение это, начавшееся в середине II тысячелетия до н. э. из южных районов Восточной Азии, продолжается до настоящего времени. В пределах Юго- Восточной Азии отчетливо выделяются материковая и островная части с подразделением первой на западноиндокитайскую (Бирма, Таиланд) и восточноиндокитайскую (Лаос, Кампучия, Вьетнам), а второй — на западноиндонезийскую (Суматра, Ява, Мадура, Бали, Калимантан и соседние мелкие острова), восточноиндонезийскую (все остальные острова Малайского архипелага) и филиппинскую области.
Религии и верования народов Зарубежной Азии.Основные черты современной религиозной ситуации в странах Азии сложились достаточно давно, еще в период средневековья. В ряде случаев конфессиональные границы и различия накладываются на этнические, еще более усложняя и без того сложную этническую картину. В практике межэтнических отношений конфессиональный признак может подменять собой этнический, создавая определенное надэтническое самосознание. Именно так прокламировалась «национальная» общность индийских мусульман, на основании которой и было создано государство Пакистан. Однако время показало, что подобная подмена обычно действует лишь ограниченное время, и этническое самосознание может вновь возобладать над религиозным, когда этому будут способствовать экономические и политические обстоятельства. Это и было продемонстрировано провозглашением Бангладеш.