При всей пестроте и этнолингвистическом многообразии Зарубежной Азии более половины ее населения говорит на языках, принадлежащих к крупнейшим в мире по численности говорящих. Таковы языки: китайский, хиндустани, бенгальский, японский, — на каждом из которых говорят более 100 млн. человек. К числу важнейших языков мира, как по количеству говорящих, так и по международной историко-культурной значимости, принадлежат арабский и персидский. В качестве государственного языка и языка межэтнического общения в Малайзии и Индонезии в последние годы большое значение приобрел малайский язык, который в видоизмененной форме получил в Индонезии название индонезийского (ба-хаса индонесиа). В ряде стран — в Индии, Пакистане, Бангладеш, Шри Ланке, Бирме, Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах — очень большую роль играет английский язык как один из основных языков прессы, преподавания, делопроизводства.
В Зарубежной Азии представлены все типы этнических общностей, от высокоразвитых и полностью консолидированных наций, как японцы, до небольших племен, все еще живущих в условиях первобытнообщинного строя и обладающих архаичной социальной структурой, как малочисленные народы лесных собирателей кха-тонг-лыонг в Индокитае и кубу в Индонезии. Даже основные этносы ряда стран, например пуштуны в Афганистане, могут одновременно сочетать и тенденцию консолидации в нацию, и пережитки племенного деления.
Для Зарубежной Азии характерно, что страны этого региона — развивающиеся, многие из которых в недалеком прошлом были колониями или полуколониями империалистических держав. В своем экономическом, культурном, социальном развитии они еще сильно отстают от европейских. В то же время в отличие от большинства развивающихся стран Африки и Латинской Америки преобладающие этносы основных азиатских стран имеют давнюю письменную историю, не уступающую по древности истории многих европейских народов, уходящую порой корнями не только в раннее средневековье, но и в античность, Соответственно они имеют не только богатые, но и весьма давние и устоявшиеся культурные традиции. Поэтому перед формирующимися нациями Азии стоит задача приобщения к своим национальным культурным ценностям всего населения страны, как правило, весьма разнородного, и консолидации его в единую нацию. Однако, сами по себе прогрессивные, такие устремления в тех случаях, когда они принимают классово ограниченный характер, проводятся принудительно, без учета законных стремлений национальных меньшинств к развитию своих самобытных культур, что нередко вызывает обострения во взаимоотношениях разных народов одной страны.
Хозяйственно-культурные типы в Зарубежной Азии.
На этническую структуру населения Зарубежной Азии и в настоящее время продолжает оказывать большое влияние неравномерность социально-экономического развития живущих здесь народов и наличие в их составе самых разных хозяйственно-культурных типов.
Один из древнейших ныне сохранившихся типов — тип собирателей и охотников лесов жаркого пояса. Его представителями можно считать в Южной и Юго-Восточной Азии веддов Шри Ланки, чен-чу, мудугаров, бирхоров и некоторые другие малые народы Индии, мрабри (юм-бри) Таиланда, семангов и отчасти сеноев Малакки, кубу Суматры, пунанов Калимантана, тоала Сулавеси, аэта Филиппинских островов. Для всех этих обитателей азиатских тропиков, постоянно меняющих в поисках пищи места своих временных стоянок, характерны примитивные формы построек в виде ветровых заслонов, жилищ на деревьях или временных хижин из ветвей, коры и листьев, простой лук и стрелы, употребление палки-копалки для выкапывания съедобных клубней, корней и т. п. Возникновение и распространение мотыжного земледелия привело к постепенному сокращению ареала рассматриваемого типа. Процесс этот, начавшийся в неолите, прослеживается до настоящего времени. Семанги, сенои, аэта и многие другие охотничье - собирательские группы Юго-Восточной Азии переходят к мотыжному земледелию почти буквально на наших глазах.