Иранское население, питаемое все новыми и новыми волнами из Средней Азии, распространяется не только по всему нынешнему Ирану и Афганистану, но и доходит до Двуречья на западе и Северной Индии на востоке, где растворяется среди массы индоарийского населения.
Племена иньцев и чжоусцев, создавшие первое в Восточной Азии государство в бассейне Хуанхэ, кладут начало образованию древнекитайской народности, которая быстро разрастается, распространяясь к югу, ассимилируя местные «юэскис» (преимущественно тайские и индонезийские) племена, и к рубежу нашей эры доходит до границ Вьетнама, где на основе местных «юэских», т. е. вьетских, племен, этнически родственных тайским, мон-кхмерским и индонезийским, в это время создается древнейшее вьетнамское государственное образование, первое в Индокитае, — Аулак. В Корее и Японии на фоне местного аборигенного этнического субстрата (в Корее предположительно палеоазиатского, в Японии преимущественно айнского) развертывается взаимодействие между индонезийскими мигрантами с юга и алтаеязычными с севера (из районов нынешней Маньчжурии), которое заканчивается возобладанием северных языковых и культурных традиций.
К началу нашей эры контуры распространении наиболее крупных этнолингвистических групп Южной и Восточной Азии, таких, как семитские, иранские, индоарийские, дравидийские, мундасские, мон-кхмерские племена и народности, китайцы, вьетнамцы, древнекорейские и древнеяпонские племена — принимают очертания, в основном близкие к современным.
Процессы, происходившие в Юго-Западной, Южной и Восточной Азии, в
новую эру не изменили принципиально этой этнической картины, но в ряде отношений дополнили ее. Так, начиная с VII в. вследствие расселения арабов, образования арабских государств и связанного с этим распространения ислама основная масса семитоязычного населения переходит на арабский язык. При этом границы ее распространения несколько расширяются, сдвигаясь к северу и северо-востоку, особенно в Двуречье. Еще с IV в. началось широкое движение на запад и юго-запад из степей Центральной Азии тюркских кочевых племен. Смешиваясь с более древним земледельческим населением, эти племена на своем пути в значительной степени оседают и переходят к земледелию, воспринимают культуру, образ, жизни местного населения, отчасти и его антропологический тип, но передают местному населению свой язык. Так происходит тюркизация ираноязычного населения почти всего Синьцзяна и значительной части Средней Азии. На севере Ирана, в некоторых районах Закавказья и в Малой Азии тюркизируются разные кавказоязычные, армяноязычные и грекоязычные группы. Отдельные вкрапления тюркского кочевого населения попадают и сохраняются в окружении ираноязычной среды и значительно южнее указанных территорий. В самой же Центральной Азии на месте ушедших тюркских племен распространяются монгольские, до этого сосредоточенные только в Восточной Монголии.
Существенные изменения происходят и в этнической карте Юго-Восточной Азии. Здесь сильно сокращается область расселения индонезийцев (чамов) и мон-кхмерских народов, ассимилируемых в Восточном Индокитае вьетнамцами, в Центральном Индокитае — тайскими народами, а в Западном Индокитае — бирманцами, продвигающимися в долины крупных рек Индокитая с севера. На крайнем востоке Азии к концу I тысячелетия н. э. завершается консолидация корейской и японской народностей.