предприятия Поволжья - Нижнекамский завод (покрышки), Волжский завод РТИ (прокладки, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда Ульяновской области (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши); предприятия, специально построенные для поставки своих изделий ВАЗу в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.
КамАЗ — крупнейшее в России предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В составе КамАЗа семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.
Ульяновский автозавод возник в 1941г. на базе эвакуированного ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости, предназначенных для мелкопорционной перевозки грузов. Традиционная отрасль Поволжья - речное судостроение. Крупнейшим центром является Астрахань.
Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:
• Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного электрооборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);
• Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников, самолетостроение, выпуск электротехнических изделий и др.);
• Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности др.);
• Ульяновский (станкостроение, самолетостроение, автомобилестроение, производство двигателей, дождевальных установок и др.);
• Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа - ведущий в автомобильной промышленности страны, производство оборудования для цементной промышленности);
• Нижнекамский (комплекс предприятий Камского автомобильного завода по производству грузовых машин и дизельных двигателей).
Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической, нефтехимической промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и др.), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ). Наибольшие перспективы развития в Приволжском экономическом районе имеют автомобиле- и тракторостроение [4].
Развитию промышленности строительных материалов в районе способствуют достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10-14,7% общероссийского его производства в 2000 г.), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.). Оно сосредоточено на нескольких заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки. Выпускаются также бетонные и железобетонные изделия, асбоцементные грубы, рубероид, силикатный кирпич. Важную роль играют мощные строительные организации, возникшие на базе гидростроительства (например, «Куйбышевгидрострой») и участвовавшие в сооружении крупных машиностроительных и нефтехимических комплексов.
В районе имеется несколько металлургических заводов. Черная металлургия
, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена следующими заводами передельный металлургический завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод, производящий легкие сплавы. В Волжском построен трубный завод, выпускающий электросварные трубы большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности [5].