По объему производства продукции нефтепереработки Поволжье занимает видное место среди экономических районов. В составе отрасли находятся шесть крупных заводов. На этих предприятиях получают моторное топливо, смазочные масла, полупродукты для нефтехимической промышленности, мазут. Продукция нефтепереработки широко используется как в самом регионе, так и за его пределами, чему способствует выгодное транспортно-географическое положение нефтеперерабатывающих центров (крупнейшие воды размещены в волжских городах Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Альметьевске, Саратове, Волгограде).
Добычу и переработку нефти ведут несколько нефтяных компаний. Большую часть добычи (66%) осуществляет нефтеперерабатывающее объединение АО «Татнефть» с объемом добычи 25 млн тонн [2].
Основные по переработке нефти – три крупнейшие вертикально интегрированные компании России: ОАО «Лукойл», «Роснефть» и «Сиданко».
Углеводородное сырье используют для производства минеральных удобрений, синтетического этилового спирта, синтетического каучука, пластмасс.
Для дальнейшего развития нефтегазохимического цикла Поволжья необходимо:
1) усилить сырьевую базу путем открытия новых месторождений нефти и газа;
2) реконструировать и модернизировать важнейшие предприятия цикла, поскольку они созданы в основном в 60-70-е годы ХХ века и имеют чрезвычайно высокий износ производственно-промышленных фондов;
3) внедрить в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность новые, экологически безопасные технологии, что позволит улучшить экологическую ситуацию в районе.
Машиностроительный комплекс
- один из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции.
Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью (коэффициент металлоемкости здесь ниже среднероссийского и вдвое меньше уральского). Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала, очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротехнические изделия, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время заводы специализируются на производстве турбореактивных самолетов (Самара) и самолетов ЯК-40 (Саратов) [3].
Одни отрасли развиваются в связи с потребностями самого района в соответствующей продукции (нефтеаппаратура, нефтеналивные суда) и наличием квалифицированных кадров рабочих (производство часов, счетной техники), другие - в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперирования поставок деталей и узлов (автомобилестроение)
Поволжье крупнейший в стране производитель автомобилей. для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. Волжский автомобильный завод был построен в Тольятги за 3,5 года (1967—1971 гг.) и по технической оснащенности цехов, уровню автоматизации и механизации является ведущим в автомобилестроении страны. ВАЗ имеёт обширные связи по кооперации. Более 90% получаемых заводом материалов и комплектующих изделий изготавливается по специальным техническим условиям. В комплектации. автомобиля «Жигули» участвуют: