В Дагестане целые аулы могут считаться историческими памятниками. Назовем всемирно известный Кубачи, возникший еще в VI в., Кахиб с постройками XVI—XVIII вв., Ругуджу с замком Х в., Чох (XVI в.), поднимающий к небу каменные ступени-дома. Немало в аулах и селениях Дагестана культовых сооружений ислама: мечетей и минаретов. Среди них минарет в ауле Хрюг — четырехугольная сужающаяся башня с белым камнем на вершине, мечеть XI—XII вв. в Уркарахе, Джума-мечеть (XII—XV вв.) с караван-сараем над старой частью Дербента, мечети в Ассабе (XVI в.), Короде (XVIII в.), минареты в Нижнем Дженгутае (1845 г.) и Кванаде, мечети в Тинди (XVII в.), Хосрехе (XVI в.), Ахты, Цахуре, Калакорейше.
Есть в Дагестане и следы христианства: в укромном уголке близ местечка Датуна притаился храм IX—XI вв. Небольшое сооружение с вырубленными в стене отверстиями своей архитектурой напоминает церкви Грузии. К менее распространенным памятникам относятся мавзолеи, гробницы, надгробия, со вкусом оформленные родники. Известны мавзолей XVIII в. в селении Хучни, мавзолей XV в. в селении Ахты, мавзолей Гасана Эффенди в ауле Штул. Наиболее интересны надгробья древних кладбищ Дербента, гробница святого шейха у северных обрывов Шалбуздага в местечке “Пир”, редкое для Дагестана сундукообразное надгробье XI— XII вв. на Табасаранском кладбище. Как прекрасные творения старых мастеров смотрятся каменные мосты XIX в. в Ахты и Ташкопуре, железобетонный мост через Ахтычай, построенный итальянцами. Из обилия архитектурно оформленных родников можно отметить купольный родник начала XIX в. в Тарках.