Балаково, город в Саратовской обл. Расположен на левом берегу Волги (Саратовское вдхр.). Население 207 тыс. чел. Основан как село старообрядцев в 1762 г.
Храм во имя Пресвятой Троицы (Мальцевская, или Белокриницкая церковь), единственная уцелевшая в Балакове церковь.
Хлебное место
Традиционно годом рождения Балакова считается 1762 г., когда Екатерина IIподписала Манифест, разрешавший раскольникам, некогда бежавшим в Польшу, селиться на землях между реками Большой и Малый Иргиз. Ревнителям старой веры выделялось в пользование 70 тысяч десятин (чуть более 76 тысяч га) лучшей заволжской земли. Раскольники, согласно исторической «легенде», и стали основателями Балакова.
Но освоение балаковских земель началось гораздо раньше. Одно из самых древних поселений, исследованных археологами в районе Балакова, относится к эпохе бронзы - V тыс. до н.э. А если заглянуть еще дальше в глубь веков, то, по некоторым предположениям, здесь охотились за мамонтами люди каменного века, а это уже 80-100 тыс. лет назад. Впрочем, не будем копаться в столь древнем прошлом. Вернемся во второе тысячелетие нашей эры.
В XV-XVI вв. район устья р. Большой Иргиз (напротив Вольска) был одним из наиболее удобных мест переправы через Волгу заволжских кочевников, которые ходили на русскую землю. Регулярно здесь переправлялись и яицкие казаки, самый знаменитый из которых атаман Ермак - перед тем, как «пойти воевать» Сибирь. Славились эти места и разбойничьими шайками, которые грабили проходившие по Волге купеческие и посольские караваны. Не случайно именно в устье Иргиза, по велению Ивана Грозного, и был поставлен первый военный кордон, который должен был защищать от «воровских российских казаков» и крымских татар, а также перевозить и охранять послов разных восточных стран, едущих к царю в Москву.
Кстати, торговые и посольские караваны ходили не только по Волге, но и по суше - вдоль ее берегов. Эта дорога по право- и левобережью называлась Ардабазарной (возможное объяснение - из орды на базар, на рынок), и русские казачьи кордоны наверняка располагались по всему пути на определенном расстоянии. Был такой кордон и в районе нынешнего Балакова. В исторических документах первой половины XVIII в. он именовался Балаков-Юрт по названию речки Балаковки, на берегу которой он находился.
Происхождение этого названия одни исследователи связывают со словом «балакать» (мол, любили местные жители «побалакать», т.е. поговорить); другие сопоставляют со словом «бурлак» - «бурлаковка» (будто здесь останавливались на отдых бурлаки); и, наконец, третьи видят сходство со словом «балык», «рыба» (славились эти места своими рыбными богатствами).
Менее распространенной является другая «расшифровка». Дело в том, что Балаково вначале называлось по-другому. Это подтверждается документом, который опубликован в книге «Вотчины Московских монастырей в Саратовском крае по описям 1763-64 гг.», которая увидела свет в 1889 г. В нем упоминается «…Приписная к … селу Малыковке (теперь г. Вольск – К.) новопоселённая деревня Булакова, перешедшая Синбирского уезда из слободы Юлова городища… Поселение та деревня имеет на берегу р. Волги, на луговой стороне, на речке Булаковой».
А «булак» - очень распространенное среди некоторых народов финно-угорской языковой группы слово, которое обозначает «источник». А саратовский краевед В. Малкин приводит в пример еще одно похожее слово - «пулак». По-марийски это значит «метка на дереве, затес, древесная «лысина», по-удмуртски – «доска, тесина (отесанное дерево)», по-чувашски - «знак, признак, примета». Отсюда, по Малкину, и «родственность» таких географических названий, как Булакова (Балаково), Карабулак, Сарапул.
Но можно предположить и другое. Слова с подобным корнем встречаются и в других языках. Например, в еврейском. Седьмая глава Бемидбар, четвертой книги Торы, так и называется – Балак (от слова «болка», «болок» - отчуждение и смерть). Такое имя было у царя одного из древних мусульманских государств Моав. Балак всю свою жизнь воевал с христианами, но, несмотря на это, слыл среди евреев очень мудрым властителем, способным «предсказывать будущее с помощью волшебной птицы». Кстати, всякую «неблагородную» птицу (пичужку) евреи тоже называли «балак».
Есть подобное слово и в знаменитых древнеиндийских книгах. В них «балака» означает «ребенок», «дитя» например, «балака Кришна».