Кроме того, неприступная крепость одного из армянских княжеств называлась Балаки Кар (Балакская скала), по названию местечка, в котором она располагалась.
Наконец, в Испании в XIX в. Существовало целое семейство (отец и два сына) художников по фамилии Балака.
И еще, в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которая издавалась в 1890-1907 гг., значится: «Булак - гавань Каира, отделенная от него Измаильским каналом, на левом берегу Нила, со знаменитым Музеем египетских древностей…»
Наверняка можно найти соответствия и в других языках. Так что, с названием нашего города не все так просто, как кажется с первого взгляда. Можно лишь с уверенностью сказать, что его «интернациональное» происхождение из разряда очень древних. Но вернемся к истории освоения заволжских земель в районе Балакова.
Еще в XV-XVI вв. московские рыболовы промышляли на Волге, спускаясь до самого Иргиза. Но первое официальное разрешение на рыбную ловлю получил в 1606 году от царя Василия Шуйского московский Чудов монастырь. Ему отводились угодья в «тихих Сосновых водах от Черного Затону вниз Волги-реки на 45 верст до устья Елань-Иргиза», т.е. от Хвалынска, который назывался тогда Сосновым Островом из-за огромного острова посреди Волги, затопленного теперь Саратовским водохранилищем, - до Большого (Малого?) Иргиза. Вслед за Чудовым монастырем разрешили здесь рыбачить и Новоспасскому. Соответствующий Указ подписывал основатель царской династии Романовых Великий Князь Михаил Федорович.
Таким образом, появились на участке Волги от Большого до Малого Иргиза станы рыболовных монастырских ватаг, а район Волги от Хвалынска до Царицына прозвали «Рыбным городком». Слава об этом «городке» распространилась по всей России, и лучшая волжская, осетровая рыба поставлялась напрямую к царскому столу.
Вслед за московскими рыбаками необжитое Саратовское Заволжье стали заселять «малые» народы, проживавшие выше по берегам Волги: мордва, татары, чуваши и т.д. С насиженных мест они срывались в поисках земли и воли целыми семьями и даже селениями. Их отдавали при Петре I во владение помещикам, и наиболее строптивые мириться с этим не хотели. Некоторых царские военные команды возвращали назад. А те, кто все-таки избежал помещичьей кабалы, забирались в самую глушь, в том числе, и на Большой и Малый Иргизы. Считается, что так, например, образовалось «мордовское» село Малое Перекопное
Осваивали иргизские берега и раскольники, бежавшие от царской немилости. По некоторым данным, первые из них появились здесь еще во второй половине XVII в., когда православная вера разделилась на новую и старую. А в первой половине XVIII в. – образовались и первые старообрядческие поселения: на Большом Иргизе - Криволучье, Кормежка и другие, а на Балаковке - Балаково. И Указ Екатерины II 1762 г. лишь узаконил присутствие раскольников в Заволжье. Это подтверждается и в статье «Село Балаково», опубликованной в газете «Самарские губернские ведомости» в мае 1857 г., всего спустя 7 лет после того, как село перешло из Саратовской в Самарскую губернию. Составитель этого материала балаковский удельный голова Яблошников замечал, что, по словам старожилов, «основание села совершилось ранее Манифеста, именно в 1742 г.»
И действительно, Екатерининский Манифест был подписан в декабре 1762 г., и за каких-то несколько дней до 1763-го, староверы просто физически не успели бы сюда переселиться. Тем более, если, судя по историческим исследованиям XIX века, они происходили из местечка под названием «Ветка», что находилось недалеко от нынешнего белорусского Гомеля, который некогда принадлежал Польше. Но, несмотря на такое пространственно-временное несоответствие, за точку отсчета истории Балакова был все-таки взят 1762-й г., вероятно, для большего удобства.
А о «новопоселенной деревне Булаковой, перешедшей из с. Юлова городища Синбирского (Симбирского) Уезда» (теперь Городище Пензенской области), все исследователи почему-то быстро «забыли». Хотя в документе, который датируется 1763-64 гг., даются довольно точные данные, что это поселение является вотчиной Новоспасского монастыря и что здесь живет 93 «души», которые обрабатывают землю и платят монастырю с каждого по одному рублю в год. Кстати, история Юлова Городища весьма интересна. Судя по остаткам древних поселений и могильников, открытых археологами, две тысячи лет здесь жили финно-угорские племена, предки современной мордвы. В IХ-ХIII вв. территория заселена буртасами. Название «Городище» означает место, где раньше находился город и сохранились его остатки. В данном случае – остатки бывшего буртасского городища. Расположен при слиянии рек Юлов и Белый Ключ (Кичкенейка). До XIII в. между этими реками находилась мощная буртасская крепость, которая, возможно (г. Бургас), являлась столицей Буртасского княжества, самого большого поселения Волжской Булгарии (его площадь составляла 106 квадратных километров). Через него проходил торговый путь из г. Биляр (столица Волжской Булгарии) в Киев (Киевская Русь). Волжская Булгария прекратила существование в результате нашествия Золотой Орды. И буртасы, уподобившись пришельцам, перестали существовать как народ, потеряли свое имя и послужили одним из компонентов формирования народности татар-мишарей. Позднее местность запустела, и только в 1670-е гг. на месте буртасского городища построен острог служилых людей. В 1678 г. при нем, в Юловской слободе, построена церковь во имя Димитрия Солунского. Острог и слобода разрушены во время набега степняков на Пензенский край. В мае 1681 г. под руководством сотника Алексея Возницына острог был восстановлен. При нем в двух слободах – Дмитриевской (Городище) и Богоявленской (Юлово) – жили казаки и засечные сторожа, подчиненные симбирскому воеводе.