Краткий географический словарь

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, вид водного транс­порта, производящий перевозки по морям и океанам. Характеризуется небольшими затрата­ми труда, высокой грузоподъемностью, обслу­живает около 4/5 всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс — не­сколько миллионов км. Общий тоннаж торгово­го флота достигает 420 млн т. Суда плавают под флагами 160 стран, но главную роль играют Ли берия, Панама, Япония, Великобритания, Нор­вегия, США, Россия, Греция. Наличие большо­го флота у Либерии, Панамы объясняется тем, что под их флагами плавают суда США, Япо­нии, Норвегии, ФРГ, Великобритании. Первое место в перевозках по морю занимают нефть и нефтепродукты. Растут перевозки судами-сухо­грузами железной руды, угля, зерна, леса и др. Общее число морских портов — свыше 2,7 тыс., а портов-гигантов — 30 (перегрузка составляет 50 млн т/год). Подразделяются на универсаль­ные и специализированные (нефтяные, рудные и др.) порты. По размерам морских перевозок первое место принадлежит Атлантическому, второе — Тихому, третье — Индийскому океа­ну. На географию М. т. большое влияние оказы­вают международные проливы и каналы (преж­де всего, Суэцкий и Панамский, а также Ла-Манш, Гибралтарский пролив, Кильский канал и др.). М. т. делится на каботажный (между пор­тами одной страны) и международный дальнего плавания. Особый вид М. т. — морские паромы, перевозящие железнодорожные составы (через проливы Керченский, Татарский, Скагеррак, Па-де-Кале, Кабот, а также в Каспийском, Бал­тийском, Черном и Тирренском морях).

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, исторически сло­жившаяся в определенных границах система об­щественного воспроизводства. Синоним — эко­номика страны. Представляет собой сложную совокупность отраслей материального производ­ства и непроизводственной сферы. Н. х. состоит из государственных, акционерных, кооператив­ных предприятий (заводы, фабрики, совхозы, колхозы и др.) и учреждений (магазины, боль­ницы, учебные заведения, театры). Предпри­ятия и учреждения, удовлетворяющие однород­ные потребности общества, образуют отрасль — промышленность, с. хоз-во (производственная сфера), народное образование, культура, наука (непроизводственная сфера) и пр.

НАСЕЛЕНИЕ, совокупность людей, живущих на земном шаре (человечество) или в какой-либо стране, области и т. д. Н. характеризуется чис­ленностью, динамикой, интенсивностью воспро­изводства, расселением, миграцией, урбанизаци­ей, возрастно-половым составом, уровнем образо­вания, расовым, языковым, этническим и рели­гиозным составом. Социально-экономическую структуру населения отражает экономически ак­тивное население, его профессиональный и клас­совый состав, занятость. В середине 80-х годов Н. Земли составило около 5 млрд человек. Абсолют­ный годовой прирост достигает 90 млн человек. Социальные и экономические характеристики населения отражают на картах — плотность на­селения, демографических, этнографических, социально-экономических и др. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР), коренной качественный переворот в производи­тельных силах человечества, основанный ва превращении науки в непосредственную произ­водительную силу общества. НТР принесла от­крытие новых материалов и источников энер­гии, разработку новых технологий, развитие ав­томатизации. НТР сопровождается возникнове­нием новых отраслей производства и научных дисциплин, повышением роли науки, культу­ры, информации (непроизводственной сферы хозяйства). Составные части НТР: наука, техни­ка и технологии и производство. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД, обобщающий по­казатель экономического развития страны. Вы­числяется как разность между валовым нацио­нальным продуктом (общей стоимостью произ­веденных товаров и услуг) и затратами на их производство.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль до­бывающей промышленности, которая характе­ризуется тем, что более 4/5 запасов и около 1/2 добычи нефти приходится на развивающиеся страны. Большая часть нефти, производимая в развивающихся странах (в первую очередь Ближнего Востока), вывозится в США, Зап. Ев­ропу и Японию. Основные грузопотоки нефти начинаются в р-не Персидского залива. В 1960 г. создана Организация стран—экспортеров неф­ти (ОПЕК), взявшая добычу нефти и цены ва мировом рынке под свой контроль. В ОПЕК во­шли Алжир, Эквадор, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудов­ская Аравия, Венесуэла, ОАЭ.

Перейти на страницу: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Еще статьи

Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития
Во второй половине ХХ века в результате беспрецедентного усиления интернационализации хозяйственной жизни сформировалась основная тенденция, определяющая современное развитие мировой экономики – глобализация. Глобализация – это высшая форма интеграции, поэтому интеграцию разумно рассматр ...