Краткий географический словарь

МЕЛИОРАЦИЯ, комплекс мер по улучшению земель и повышению их плодородия. Может от­носиться только к с/х землям или к ландшафту в целом. Включает ирригацию (орошение, по­полнение почвенной влаги в условиях засушли­вого климата), осушение, снегозадержание, гип­сование и промывка засоленных почв, закрепле­ние оврагов и посадка лесополос. МЕТРОПОЛИЯ, см. Колония.

МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, переселение лю­дей из одного места в другое. Различают внеш­ние и внутренние М. н. Внешние М. н. возникли в глубокой древности, продолжались в эпоху Ве­ликих географических открытий, наибольшее развитие получили в эпоху капитализма. До се­редины XX в. главным очагом эмиграции (высе­ления) была Европа и в меньшей степени Азия. Очагами иммиграции (вселения) были США, Канада, Латинская Америка, Австралия. После второй мировой войны география внешних М. н. заметно изменилась: уменьшились межконти­нентальные и увеличились внутриконтинен-тальные миграции и возникла новая форма внешних М. н. — «утечка мозгов» (выезд высо­коквалифицированных специалистов из менее развитых стран в более развитые). Внутренние (внутригосударственные) М. н. бывают несколь­ких видов, перемещение населения из сельской местности в города, освоение новых земель, беженство (вынужденное переселение людей) и т. д. М. н. бывают также сезонными (вызван­ными необходимостью привлечения временной рабочей силы или туризмом), маятниковой (ре­гулярными перемещениями между населенны­ми пунктами).

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, природные веще­ства минерального происхождения, используе­мые для получения энергии, сырья и материа­лов. Относятся к категориигаевозобновимых.

МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, сово­купность путей сообщения, транспортных пред­приятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превы­шает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место при­надлежит автомобильному транспорту, в миро­вом грузообороте — морскому. Региональные транспортные системы характерны для Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Юж. Азии, Юго-Зал. Азии, Латинской Америки, Ав­стралии.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО, исторически сложив­шаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирны­ми экономическими отношениями. Географиче­ская модель М. х. постоянно меняется, и если до конца XIX в. преобладал один центр — Европа, то сейчас она стала полицентрической. Возникло географическое разделение труда — специализа­ция отдельных стран на выпуске конкретной продукции и производстве услуг и последующий обмен ими. Современное М. х. характеризуется международной экономической интеграцией — процессом развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран на основе согласованной межгосударственной политики. Наиболее из­вестные экономические группировки: Европей­ский Союз (ЕС), зона свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, Латиноамерикан­ская ассоциация интеграции (ЛААИ), Ассоциа­ция государств Юго-Вост. Азии (АСЕАН). Суще­ствуют и отраслевые экономические группи­ровки (организация 13 стран—экспортеров неф­ти — ОПЕК).

МОНАРХИЯ, форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) или конституци­онной, когда верховная власть ограничена кон­ституцией. В современном мире наиболее распро­странены конституционные монархии (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.). Теократическая монар­хия, когда монарх — глава церкви (Ватикан).

Перейти на страницу: 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Еще статьи

Региональная наука У.Айзарда
Интенсивному изучению проблем региональной экономики, вопросов взаимодействия экономик регионов в пределах отдельных стран, а также государств в мировом экономическом пространстве способствует практика использования математического аппарата в исследовании экономики. Появление в ...