МЕЛИОРАЦИЯ, комплекс мер по улучшению земель и повышению их плодородия. Может относиться только к с/х землям или к ландшафту в целом. Включает ирригацию (орошение, пополнение почвенной влаги в условиях засушливого климата), осушение, снегозадержание, гипсование и промывка засоленных почв, закрепление оврагов и посадка лесополос. МЕТРОПОЛИЯ, см. Колония.
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, переселение людей из одного места в другое. Различают внешние и внутренние М. н. Внешние М. н. возникли в глубокой древности, продолжались в эпоху Великих географических открытий, наибольшее развитие получили в эпоху капитализма. До середины XX в. главным очагом эмиграции (выселения) была Европа и в меньшей степени Азия. Очагами иммиграции (вселения) были США, Канада, Латинская Америка, Австралия. После второй мировой войны география внешних М. н. заметно изменилась: уменьшились межконтинентальные и увеличились внутриконтинен-тальные миграции и возникла новая форма внешних М. н. — «утечка мозгов» (выезд высококвалифицированных специалистов из менее развитых стран в более развитые). Внутренние (внутригосударственные) М. н. бывают нескольких видов, перемещение населения из сельской местности в города, освоение новых земель, беженство (вынужденное переселение людей) и т. д. М. н. бывают также сезонными (вызванными необходимостью привлечения временной рабочей силы или туризмом), маятниковой (регулярными перемещениями между населенными пунктами).
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Относятся к категориигаевозобновимых.
МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превышает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому. Региональные транспортные системы характерны для Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Юж. Азии, Юго-Зал. Азии, Латинской Америки, Австралии.
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО, исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Географическая модель М. х. постоянно меняется, и если до конца XIX в. преобладал один центр — Европа, то сейчас она стала полицентрической. Возникло географическое разделение труда — специализация отдельных стран на выпуске конкретной продукции и производстве услуг и последующий обмен ими. Современное М. х. характеризуется международной экономической интеграцией — процессом развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран на основе согласованной межгосударственной политики. Наиболее известные экономические группировки: Европейский Союз (ЕС), зона свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Ассоциация государств Юго-Вост. Азии (АСЕАН). Существуют и отраслевые экономические группировки (организация 13 стран—экспортеров нефти — ОПЕК).
МОНАРХИЯ, форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) или конституционной, когда верховная власть ограничена конституцией. В современном мире наиболее распространены конституционные монархии (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.). Теократическая монархия, когда монарх — глава церкви (Ватикан).