Авторы методики, среди которых и автор настоящего доклада, придерживались классификации ЧС, предполагающей дифференциацию по:
а) сфере возникновения;
б) отраслевой принадлежности;
в) характеру явлений и процессов при возникновении и развитии ЧС;
г) масштабу возможных последствий;
д) масштабам сил и средств, привлеченных для ликвидации последствий ЧС.
Первые три критерия определяют группу ЧС (критерий а), тип ЧС (критерий б), вид ЧС (критерии б, в). Критерии в – г позволяют классифицировать ЧС по масштабам территориального охвата и возможных последствий. Подобная классификация позволяет выделять объектные, местные, региональные и общегосударственные ЧС.
В основу предлагаемой методики положен универсальный принцип оценивания ущерба от ЧС разных типов и видов посредством суммирования характерных локальных пофакторных и пореципиентных ущербов.
Пофакторные ущербы отражают комплексную экономическую оценку причиненного вреда по основным факторам воздействия.
К ним относятся ущербы от:
· загрязнения атмосферного воздуха (Аф);
· загрязнения поверхностных подземных вод (Вф);
· загрязнения земной поверхности и почв (Зф).
Пореципиентные ущербы отражают экономическую оценку фактического вреда, причиненного основным реципиентам воздействия ЧС.
К ним относятся ущербы от:
· потери жизни и здоровья населения (Нр);
· уничтожения и повреждения основных фондов, имущества, продукции (Мр);
· изъятия или ухудшения качества сельскохозяйственных угодий (Рс/г);
· потерь продуктов и объектов лесного хозяйства (Рл/г);
· потерь рыбного хозяйства (Рр/г);
· уничтожения или ухудшения качества рекреационных ресурсов (Ррек);
· потерь природно-заповедного фонда (Рпзф).
На основе этого, расчет ущербов от чрезвычайных ситуаций (З) предлагается осуществлять по общей формуле:
З = [Аф+ Вф+ Зф] + [Нр+ Мр+ Рс/г + Рл/г + Рр/г + Ррек + Рпзф]. |
Использование предлагаемой методики опирается на максимальный учет нормативно-методической системы Украины в сфере стоимостных оценок ущербов, причиненных народному хозяйству в целом, отдельным хозяйственным субъектам, природным и физическим реципиентам.
Однако, вернемся к проблеме техногенно-экологической безопасности энергетических объектов. Процесс приватизации облэнерго (областные распределяющие компании в сфере электроэнергетики) показал невысокую заинтересованность стратегических инвесторов с одной стороны и существенное влияние на энергорынок олигархических структур с другой. Эта ситуация формирует неустойчивость энергорынка в целом и его слабую рыночную мобильность. Плюс отмеченные выше факторы взаимных долгов с бюджетами всех уровней и высокая амортизация основных фондов. Добавим к этому перечню сложности с оценкой ущербов от реальных и потенциальных ЧС, количество которых при отсутствии эффективных превентивных мероприятий будет возрастать. На этом фоне можно сделать следующие предварительные выводы:
1) техногенно-экологическая безопасность объектов экономики (в т.ч. и энергетики) пока не получила должного значения в геоэкономических и геополитических исследованиях;
2) объекты энергетики Украины при сравнительно небольших, но регулярных инвестициях могут существенно повысить свою надежность и выполнять как генерирующие, так и транспортные функции;
3) оценка последствий ЧС должна иметь вид методически и нормативно корректный и на международном уровне согласованный, т.е. необходимо создание международных процедур стоимостных оценок ущербов от ЧС;
4) оценка техногенной безопасности территориальных систем (а не только объектов) должна стать органичной составляющей крупных инвестиционных проектов и международных соглашений;
5) украинско-российские отношения, кроме Чернобыльской катастрофы, не имеют опыта и механизма оценки техногенно-экологической безопасности объектов, представляющих собой потенциальную опасность трансграничного негативного воздействия в случае возникновения ЧС;
6) повышение безопасности промышленных объектов в Украине должно встречать заинтересованность как потенциальных российских инвесторов, так и украинских властей, причем продуктивным может стать только путь взаимного сближения правовых возможностей и экономических интересов.