Общее количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера за прошедший год уменьшилось - в сравнении с 1998 г. общее число ЧС сократилось на 18,5%, причем техногенных - на 31%.
Особую тревогу вызывают стратегические объекты – металлургические, химические, энергетические. К проблемам последних обратимся более пристально. Энергетическая отрасль в Украине как никакая иная политизирована на всех уровнях. О ней спорят СМИ, парламентарии, обыватели. Но степень жизнеспособности энергетики определяется не только количеством генерирующих установок и их мощностями, но и надежностью всей энергосистемы, её устойчивости по отношению к чрезвычайным ситуациям. Эта устойчивость явно не соответствует международным требованиям. К примеру, около 96% мощностей тепловой энергетики отработали амортизационный срок эксплуатации, что приводит к неоправданно высокой себестоимости электроэнергии в конечном продукте и низкой конкурентоспособности украинского товаропроизводителя на мировых рынках[9]. Сложившаяся ситуация тревожна ещё и тем, что Украина 55% собственных потребностей в энергоносителях удовлетворяет за счет экспорта, причем диверсификация энергорынка очень слабая – фактически монополистом является Россия[10]. А в ситуации низкой надежности энергосистемы сложно рассчитывать на эффективные инвестиции[11].
Препятствием для решения многих проблем, связанных с обеспечением техногенно-экологической безопасности энергетических объектов, является отсутствие урегулированных взаимоотношений между государственным бюджетом и топливно-энергетическим комплексом (ТЭК). Задолженность перед бюджетом ТЭКа на сентябрь 2000 г. составляла от 8,3 до 13,1 млд.грн. (данные не были согласованы между налоговой администрацией и Кабинетом Министров). В тоже время на ТЭК оказывают сильное давление неплатежи за потребленную энергию предприятий всех форм собственности (в т.ч. бюджетных).
Протяженность магистральных газопроводов по территории Украины составляет более 35,2 тыс.км, внутригосударственных и транзитных трубопроводов – 7,9 тыс.км. Их работу обеспечивает 31 компрессорная нефтеперекачечная и 89 компрессорных газоперекачечных станций. Газотранспортная система Украины (ГТСУ) – одна из мощнейших в Европе. Её ежегодная пропускная способность составляет 290 млд.м3. на входе в ГТСУ и 170 млд.м3. – на выходе. Объемы транзитного газа в 1999 г. составляли 119 млд.м3. Строительство ряда компрессорных станций на газопроводе Торжок – Долина и строительство газопровода Тальное – Ананьев – Измаил и выполнение еще нескольких инвестиционных проектов по расширению ГТСУ позволит увеличить транзит газа в Европу на 50 млд.м3.[12]
Главная газотранспортная сеть Украины давно требует значительных средств для ремонта и обновления оборудования. 4790 км (14%) линейной части магистральных газопроводов отработали свой амортизационный срок, хотя и остаются функциональными. Потребность в их обновлении составляет 500 км в год. Фактическое выполнение соответствующих работ, связанных с капитальным ремонтом и реконструкцией газотранспортной сети почти в 10 раз меньше. На протяжении 1999 г. на магистральных трубопроводах зарегистрировано 32 ЧС, это на 11 меньше, чем в 1998 г. Из числа всех ЧС на магистральных трубопроводах, в 1998 г. 20 возникли вследствие действий злоумышленников. Подобных случаев в 1999 г. было 17. Ежегодно несколько ЧС связано с пожарами на магистральных трубопроводах. Таких пожаров, квалифицированных МЧС Украины как чрезвычайные ситуации, было зарегистрировано в 1998 г. – 2, в 1999 г. – 1. Особое беспокойство в связи с ЧС на таких объектах вызывает Львовская область. Так, порядка 70% всех ЧС на магистральных трубопроводах Украины возникли именно здесь. В 1998 г. это 26 из 43 ЧС, в 1999 г.– 22 из 32 ЧС.
Протяженность продуктопроводов составляет 3,4 тыс.км.
Общее количество ЧС и связанный с ними ущерб на протяжении 1997-1999 годов снижается. В течение этих лет не зарегистрировано ни одной аварии первой категории. Однако ситуация ещё далека от благополучной. Трубопроводный транспорт продолжает оставаться наибольшим источником ЧС в нефтегазовой отрасли, не искоренены злоумышленные повреждения газотранспортной сети. Передача газотранспортной сети в любое, в т.ч. иностранное или совместное, использование не обеспечит автоматически её безопасность. Для решения этой проблемы необходимы дополнительные меры, с одной стороны – административного правоохранительного характера, с другой – экономического, обеспечивающего контроль за использованием энергоносителей.