Освещение общественных устоев, их сохранение и поддержание -
важнейшая социальная функция культа Тянь. Примечательно, что
складывающееся несколько позже представление о человеческом
совершенстве предполагает прежде всего "гуманность", которая
трактуется как следование правилам, ритуалу, этикету.
"Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы",
он обязан соответствовать требованиям ритуала". "Этикет"
помимо норм непреходящей ценности, вроде правдивости,
доброты, смелости, морального императива "то, чего я не
хочу, чтобы делали мне, и не хочу делать другим", включал в
качестве первостепенных принципов добродетельности уважение
и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных
ролей: государь должен быть государем, сановник -
сановником, отец - отцом, сын - сыном.
Конфуцианство
, заложившее с древности идеологический
фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве
краеугольного камня социальной организации - ли, что
означало норму, правило, церемониал. Ли предполагало
поддержание навечно рангово-иерархических различий. Согласно
каноническому трактату "Ли цзи", Конфуций говорил, что без
ли не может быть порядка, а следовательно, и процветания в
государстве: "Нет ли - значит, нет различий между государем
и подданным, верхами и низами, старыми и молодыми . Ли -
установленный порядок вещей".
Аналогичным образом в Индии "образующий реальное и
нереальное Брахма не только "вечный творец существ", но и
определяющий для всех "имена, род деятельности (карму) и
особое положение". Ему приписывается установление кастового
деления и требование безусловного его соблюдения. Согласно
исходящим от Брахмы "Законам Ману" (сложившимся в VI-V веках
до н. э.), высшее положение в обществе занимают жрецы -
брахманы, служение которым оценивается как "лучшее дело" для
простолюдина - шудры. Последний же "не должен накапливать
богатств; даже имея возможность (сделать это), так как,
приобретая богатство, притесняет брахманов".
Мистическая аскеза свидетельствует об эгоизме,
рассчитывающем на индивидуальное освобождение от страданий,
но она же демонстрирует высшую степень альтруизма: отказ от
земных благ, жертвенность служат для других примером
бескорыстия, постоянным укором стяжательству, низким
страстям и бездуховности. Миро - и жизнеотрицание нередко
оказывается отрицанием лишь мира зла, но не жизни как
таковой. Напротив, в постоянном стремлении к
самосовершенствованию, в неустанном поиске истины
проявляется подлинное утверждение жизни как вечно
изменяющегося процесса, потока нескончаемых перемен.
Оценивая сократовский принцип "Познай самого себя"
,
Гегель назвал его "центральным пунктом всего
всемирно-исторического поворота" в том смысле, что "место
оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов .".
Аналогичный поворот наблюдался практически в то же время и в
культурах Востока. Тенденция к признанию самосознания в