природой вызывал ощущение неразрывной связности: силы
природы персонифицированы в образах богов (человек испытывал
на себе их могущество и ощущал бессилие в противостоянии
им), люди и боги живут как бы общей жизнью, обладают общими чертами и даже пороками. Боги не только всемогущи, но и капризны, зловредны, мстительны, любвеобильны и т. п., в то время как герои мифов наделены фантастическими способностями в преодолении зла, в борьбе с врагами. То, что Гегель в свое время писал о взаимоотношении богов и героев Гомера, вполне приложимо к мифам народов Востока: "Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру".
Постепенно упорядочение хаоса и организация мироздания
начинают приписываться "первочеловеку". В ведических мифах
это тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий Пуруша, ум или
дух которого породил луну, глаза - солнце, уста - огонь,
дыхание - ветер и т. п. Пуруша - это не только модель
космоса, но и человеческого сообщества с самой ранней
социальной иерархией, проявляющейся в делении на "Варны"
: из
рта Пуруши возникли жрецы (брахманы)
, из рук - воинское
сословие (кшатрии)
, из бедер - торговый люд (вайшья)
, из
ступней - все остальные (шудры)
. Аналогичным образом в
китайских мифах происхождение мира связывается со
сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха
которого появились ветер и облака, из головы - гром, из
левого глаза - солнце, из правого - луна, из туловища с
руками и ногами - четыре страны света, из крови - реки, из
пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния и т. д.
Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в
разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости,
человек должен был по-новому увидеть и свое место,
предназначение в нем. Он по-прежнему ощущал себя в
неразрывности с космосом в целом, но уже задумывался о
существовании первопричины, первоосновы бытия, некоего
абсолюта. Взаимосвязь человека с абсолютом складывается как
бы по двум моделям, в которых отражены не столько
особенности психологического склада восточных народов,
сколько специфика общественного уклада древнеазиатского
общества. Два столпа его составляют централизованный
деспотизм, основанный на государственном владении землей и
водой, и сельская община. Практически безграничная власть
восточного монарха преломилась в сознании как всемогущество
единого, обретшего атрибуты главного божества.
В Китае единое - "великое начало, способное родить,
наделить и погубить" человека, обожествлено в Небе - "Тянь".
В "Ши цзине"
("Канон стихов") Небо - всеобщий прародитель и
великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает
ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно.