Экономика Китая

природой вызывал ощущение неразрывной связности: силы

природы персонифицированы в образах богов (человек испытывал

на себе их могущество и ощущал бессилие в противостоянии

им), люди и боги живут как бы общей жизнью, обладают общими чертами и даже пороками. Боги не только всемогущи, но и капризны, зловредны, мстительны, любвеобильны и т. п., в то время как герои мифов наделены фантастическими способностями в преодолении зла, в борьбе с врагами. То, что Гегель в свое время писал о взаимоотношении богов и героев Гомера, вполне приложимо к мифам народов Востока: "Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру".

Постепенно упорядочение хаоса и организация мироздания

начинают приписываться "первочеловеку". В ведических мифах

это тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий Пуруша, ум или

дух которого породил луну, глаза - солнце, уста - огонь,

дыхание - ветер и т. п. Пуруша - это не только модель

космоса, но и человеческого сообщества с самой ранней

социальной иерархией, проявляющейся в делении на "Варны"

: из

рта Пуруши возникли жрецы (брахманы)

, из рук - воинское

сословие (кшатрии)

, из бедер - торговый люд (вайшья)

, из

ступней - все остальные (шудры)

. Аналогичным образом в

китайских мифах происхождение мира связывается со

сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха

которого появились ветер и облака, из головы - гром, из

левого глаза - солнце, из правого - луна, из туловища с

руками и ногами - четыре страны света, из крови - реки, из

пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния и т. д.

Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в

разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости,

человек должен был по-новому увидеть и свое место,

предназначение в нем. Он по-прежнему ощущал себя в

неразрывности с космосом в целом, но уже задумывался о

существовании первопричины, первоосновы бытия, некоего

абсолюта. Взаимосвязь человека с абсолютом складывается как

бы по двум моделям, в которых отражены не столько

особенности психологического склада восточных народов,

сколько специфика общественного уклада древнеазиатского

общества. Два столпа его составляют централизованный

деспотизм, основанный на государственном владении землей и

водой, и сельская община. Практически безграничная власть

восточного монарха преломилась в сознании как всемогущество

единого, обретшего атрибуты главного божества.

В Китае единое - "великое начало, способное родить,

наделить и погубить" человека, обожествлено в Небе - "Тянь".

В "Ши цзине"

("Канон стихов") Небо - всеобщий прародитель и

великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает

ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще статьи

Камнерезное искусство Поволжья
Искусство второй половины 19 — начала 20 века представляетсобой чрезвычайно насыщенное, многообразное явление. Это время отмечено большим количеством международных контактов художественной элиты, в результате которых происходит определенная космополитизация искусства, стирание национальных чер ...