Но обратимся к частностям, а лучше всего к более развитой интеграционной организации – к МЕРКОСУР.
Таблица 2.
МЕРКОСУР: внешняя торговля (млн. долл.)
Товарооборот\год |
1991 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Зональный |
10201 |
41261 |
31173 |
35600 |
30386 |
20000 |
Внезональный |
68038 |
136379 |
123723 |
134500 |
146214 |
155500 |
Общий |
78239 |
177640 |
154896 |
170100 |
176600 |
175500 |
Зональный\Общий,% |
13,0 |
23,2 |
20,1 |
20,9 |
17,2 |
11,4 |
Как видно из таблицы 2, за отмеченный период объем зонального товарооборота увеличился более чем в четыре раза. Затем наступило определенное сокращение с отдельным этапом промежуточного подъема в 2000 г., а в 2002 г. зональный товарооборот сократился более чем два раза по сравнению с уровнем 1998 г. При этом тенденция развития внезонального товарооборота, за исключением 1999 г., была в целом позитивной и возрастающей, хотя и с незначительным замедлением его темпов в конце исследуемого периода. Все это говорит о явном наличии кризисных тенденций в развитии интеграционного блока в современных условиях, важнейшей причиной которых является крайне сложное состояние экономик основных его участников и в определенной мере крах неолиберальных экономических преобразований. С наибольшей отчетливостью и полнотой это выразилось в коллапсе аргентинской экономике в декабре 2001 г., который последовал после сорокамесячной депрессии. Необходимо отметить, что в целом динамика развития МЕРКОСУР в основном повторяет исторический путь Аргентины, которая является одним из основных участников данного соглашения. Если в первой половине 90-х годов в стране наблюдался бурный подъем, названный отдельными исследователями как «экономическое чудо», то, начиная со второй половины последнего десятилетия прошлого века, обозначилось его постепенное замедление, переросшее позднее в сильный экономический и социально-политический кризис. Примерно по такой же схеме проходило и развитие всего МЕРКОСУР.
Следует заметить, что выход из кризиса и возобновление интеграционного динамизма связываются не только с ревизией неолиберальных реформ, но и с преобразованием всей интеграционной модели МЕРКОСУР, в которой довольно узка сфера экономического взаимодействия, практически не осуществляется увязка макроэкономических ориентиров, незначительны механизмы согласованного противодействия финансово-экономическому коллапсу, который зачастую оборачивается переносом проблем с более сильных участников интеграции на более слабых.