В начале XX века в городе появились конфетная фабрика М. Е. Смирнова, цеха спиртоводочного завода В. И. Назарова, кинематограф. В Орском уезде усиленно развивалась золотодобывающая промышленность. В 1913 году началось возведение здания вокзала станции Орск, почти одновременно со строительством железной дороги от Оренбурга до Орска. В 1916 году строительство вокзала было в основном завершено. Проектными и строительными работами занимались пленные немцы и словаки. Здание было выполнено в стиле немецкого классицизма. Закончить работы (достроить пути к вокзалу) помешали революция и общая разруха в стране. Через 13 лет, в феврале 1929 года, когда был построен железнодорожный мост через реку Урал, вокзал открылся. В 1913 году население города составляло более 21 тыс. человек. К 1917 году было 11 церквей (6 из них — православных) и мечетей, 16 школ разного типа и уровня. В 1918—1919 годах, в период гражданской войны, город выдержал трёхмесячную осаду, затем четырежды захватывался воюющими сторонами.
В 1930-е годы на правом берегу Урала началось строительство крупных промышленных предприятий, работающих на базе открытых в этом районе богатых месторождений полезных ископаемых. В 1931—1935 годах был построен мясоконсервный комбинат, 6 января 1936 года выдал первый бензин Орский нефтеперерабатывающий завод. В ноябре 1938 года начала действовать Орская ТЭЦ-1. Всего за четыре года был построен гигант цветной металлургии — комбинат «Южуралникель». В декабре 1938 года был выдан первый полуфабрикат с содержанием 20 % никеля. Ныне производит самый чистый в России электролитный никель, кобальт сульфатный, кобальт металлический, никель в сульфате.
По переписи населения 1939 года в городе проживало 66 300 жителей.
В годы Великой Отечественной войны в Орск было эвакуированно 28 предприятий и учреждений. В городе во время войны работали 8 госпиталей; крупнейший располагался в школе № 49, вмещал в себя до 600 раненых.
В первые два года войны в Орск прибыли десятки тысяч людей (в этот же период в город были сосланы тысячи немцев спец-переселенцев), многие из которых так и остались здесь жить. За военные годы население города выросло до 131 тысячи. Людям пришлось в тяжелейших условиях заново налаживать быт. В городе стали возводить постройки облегченного типа. К 1945 году 59 процентов жилья составляли землянки, бараки и саманные дома.В 1945 году предприятия города выпустили столько различной продукции, сколько в 1913 году давал весь Урал. Более 22 тысяч горожан получили ордена и медали за самоотверженный труд.
Административное устройствоВ состав города Орска входят три района: Ленинский, Октябрьский, Советский Экономика
Орск — второй по промышленному значению город Оренбургской области. Главные отрасли промышленности: цветная металлургия, машиностроение, нефтехимия, пищевая и лёгкая промышленность. Предприятиями обрабатывающей промышленности за 2009 год отгружено продукции собственного производства по чистым видам деятельности 19,34 млрд руб. Объем отгруженной пром. прод. в действующих ценах (млрд. руб) в том числе:
Цветная металлургия — 8,54 млрд
· Комбинат «Южуралникель» (входит в состав ОАО «Мечел»)
· ЗАО «ОРМЕТ» добыча и переработка медно-цинковых и золотосодержащих руд. (Входит в состав ЗАО «Русская медная компания»[3].)
Машиностроение — 5,19 млрд
· ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» (тяжёлое машиностроение, входит в состав «МК Уралмаш», владельцем которого в свою очередь является «Металлоинвест» Алишера Усманова)
· ОАО «Орский Машиностроительный Завод»
· ОАО «ОЗТП-Сармат» — производитель тракторных прицепов