Сенсацией Всемирной выставки, проходившей в 1851 г. в Лондоне, стал представленный А.Н. Демидовым Малахитовый кабинет, выполненный в 1848-1851 гг. из уральского малахита на его фабрике, находившейся в Петербурге.
Изделия из уральского малахита широким потоком уходили за границу в виде подарков правящим династиям Великобритании, Ирана, Турции, Франции, Пруссии, Швеции… Значительную часть добытого на Урале малахита и изделий из него вывез А.Н. Демидов, редко бывавший на родине и ни разу не посетивший свои уральские рудники и заводы, которые обеспечивали его роскошную жизнь за границей и удовлетворяли непомерное тщеславие князя Сан-Донато, как он титуловался за рубежом. К началу 20 в. старатели встречались с малахитом всё реже и реже. Век уральского малахита закончился.
Ярким явлением Всемирной выставки в Париже 1900г. стала мозаичная
карта Франции, выполненная на Екатеринбургской фабрике под руководством П.П. Милькова из драгоценных и поделочных камней.
Она предназначалась в дар от Российской империи республиканской Франции. Карта получила высокую награду Всемирной выставки, а её автор – директор фабрики В.В. Мостовенко
был награждён французским крестом Почётного легиона.
Заключение
В течении 19 и в начале 20 вв. наблюдался процесс постепенной технической модернизации горнозаводской промышленности. Однако темпы технического перевооружения были медленными – особенно в первой половине 19 в. Наиболее явственно техническая реконструкция заводов обозначилась в 90-х гг. 19 в., приведя к существенному росту выпуска металлургической продукции. Индустриальному обновлению содействовали процессы монополизации, акционирования горнозаводской промышленности, иностранные инвестиции. Наряду с крупными, обеспеченными современной техникой заводами оставалось большое количество захудалых, с отсталой технической основой. Технико-экономическое оживление уральской металлургии не позволило преодолеть отставание Урала от других промышленных районов страны. К началу 20 в. урал окончательно утратил роль лидера в отечественной металлургии. Пальму первенства держали заводы Южного металлургического комплекса страны.
К началу 20 в. горнозаводский Урал как регион «старой» промышленной культуры представлял собой специфическое индустриальное явление, демонстрирующее разноуровневый характер развития различных промышленных центров России. Будучи отодвинутым в арьергард индустриальной культуры страны, горнозаводский Урал своим социокультурным и экономическим обликом представлял миниатюрный портрет модернизирующейся России, которая в начале 20 в. характеризовалась «задержанным» развитием и сохраняла позиции в переходном пространстве своего движения от доиндустриального к индустриальному обществу.