В 18-19 вв. большинство художественных произведений из камня выпускали три фабрики: Петергофская, екатеринбургская и Колывановская. Они не производили массовой продукции, десятилетиями создавая высокохудожественные произведения. Многие изделия гранильных фабрик становились шедеврами.
Художественные изделия из камня стилистически были близки к другим видам декоративно-прикладного искусства. Их отличительные черты, свойственные классицизму, - это строгая симметричность деталей произведений, уравновешенность элементов, согласованность последних между собой. В продолжении 19 в. в большей степени стала проявляться орнаментальная насыщенность, не перебивающая узор камня, а подчёркивающая его природную красоту.
Первоначальная обработка камня заключалась в его обсечке стальными инструментами и разрезе железными пилами, смачивавшимися во время работы водой с наждаком. Особенно сложным минералом для мастеров была яшма – плотная порода, состоящая из мельчайших кварцевых зёрен.
Изделия из редко встречавшихся и особенно дорогих минералов, таких, как лазурит или малахит, изготовляли по технологии, получившей название «русской мозаики».
На произведениях искусства из уральского камня – вазах, чашах, столешницах, торшерах, колоннах, - уходивших в столичные дворцы, чаще всего встречаются фамилии 3-х авторов: Я.В. Коковина, Г.Ф. Налимова, Ф.В. Стрижкова. Коковин и Налимов работали на Екатеринбургской гранильной фабрике, Стрижков – на Колывановской.
Яков Васильевич Коковин
(1787-1840) родился в семье мастерового Екатеринбургского завода. Вскоре его приметил граф А. Строганов – президент Академии художеств, главный начальник экспедиции по самоцветам, известный меценат. Он и отправил талантливого подростка в столицу, на учёбу в Академию художеств, которую Яко блестяще окончил в 1806 г. В Екатеринбурге Коковин обучал мастеровых рисованию и лепке орнаментов, руководил изготовлением мраморных изделий на Горнощитском заводе, был мастером на екатеринбургской гранильной фабрике. Его работы уходили в Тронный зал Зимнего дворца петербурга. За произведения из камня Я. Коковина наградили орденом Святой Анны III степни.
В 1830 г. Коковин открыл первое в стране месторождение корунда, в 1831 г. – месторождение изумрудов. Всего же за 100 лет изумрудные копи Урала, по подсчётам академика А.Е. Ферсмана, дали около 15 т драгоценного камня. За заслуги Я.В. Коковина наградили орденом Святого Владимира IV степени. Но вскоре Коковина ложно обвинили в сокрытии добытых изумрудов, арестовали, лишили орденов, дворянства и отправили на вечное поселение в Сибирь. Вина Якова Васильевича в пропаже драгоценных камней так и не была доказана, но связанные с обвинением и отстранением от дел потрясения привели к затяжной болезни и преждевременной смерти мастера.
После смещения Коковина главным мастером Екатеринбургской гранильной фабрики стал его ученик Гаврила Фирсович Налимов(1807-1867)тоже уроженец Екатеринбурга. Под его руководством были созданы многие произведения камнерезного искусства и довершены не оконченные его предшественником и учителем. Самым известным и поистине легендарным уральским самоцветом, безусловно, является малахит. Лучшие сорта поделочного материала встречаются только на Урале.
В монументальных формах малахит был использован в четырёх случаях. Впервые его применили при отделке парадного зала дома П.Н. Демидова в Санкт-Петербурге. Применение малахита при убранстве Золотой гостиной Зимнего дворца дало ей второе название-Малахитовая гостиная. В Екатеринбургском зале Большого Кремлёвского дворца Москвы. В крупнейшем соборе Российской империи – Исаакиевском. На них было израсходовано 32 т малахита.