Эвенкия от древности к современности

Проникновение человека в Эвенкию и его расселение на ее территории шло по долинам рек, прежде всего Нижней Тунгуски и ее притоков. Известны стоянки неолита, эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

Небольшой по численности народ смог освоить огромную территорию по правобережью Енисея и междуречью Лены и Вилюя, сохраняя вмещающие и кормящие ландшафты, забирая необходимое без разрешения своего природного дома.

Но откуда и когда пришли тунгусы, заселившие огромные пространства от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья и Ледовитого Океана на севере и до Прибайкалья на юге?

Тунгусы, или эвенки, а второе наименование народа - самоназвание эвенков, - как считает доктор исторических наук В.И. Увачан, отвечая ревнителям "национального вопроса", не содержит ничего оскорбительного. Другой исследователь - В.А. Туголоков - дал образное объяснение наименованию "тунгусы": идущие поперек хребтов. В нем не только образ кочевой жизни, но и мужество, готовность к преодолению трудностей.

Различны группы тунгусов как по географическим особенностям местообитания, так и по типу хозяйствования и быта.

Эвенки-оленеводы, расселившиеся по бассейнам трех Тунгусок и Ангары, называли себя ороченами - оленными тунгусами. Но все тунгусы, на какой бы территории они ни проживали, разговаривают на едином тунгусо-манчжурском языке.

В китайских хрониках говорится о древнем народе - сушенях, живущих в суровой снежной стране в конусообразных жилищах (чумах) - как об охотниках и смелых воинах, которых не удавалось покорить ни одному из отрядов обученных императорских воинов. Там же рассказано о ловких "следопытах верхом на оленях", о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот "дает им молоко и возит на санях (нартах)". В древних сказаниях матерью мира считается оленуха.

В более поздних китайских хрониках указывается путь развития прямых потомков чжурдженей (уэней, уэнков), объединенных в одну империю (Золотую) в VI веке до н.э. Не отсюда ли наименование современной Эвенкии и ее жителей?!

Золотая империя постоянно отражала нападения предков монголов-киданей.

Жители на значительной территории от Охотского моря, Приморья, Забайкалья и северных территорий не только поставляли в Китай ценную пушнину, прежде всего соболя, но имели свои культурные центры и письменность. Археологические находки говорят о высокой культуре строительства и архитектурно-планировочных решениях поселений.

Золотая империя пала под ударами конницы Чингисхана. Городские поселения были разграблены и уничтожены, погибли и литературные памятники. Даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.

Оставшиеся в живых жители покинули лесостепные ландшафты и рассеялись по северной территории - нынешней Эвенкии. Утрата прародины и письменности не лишила замечательный и стойкий народ изустной передачи наставлений и нравственных законов предков, сказаний о могучих богатырях - сонингах. Древние законы предков, дружелюбие, гостеприимство, взаимопомощь, уважение к старшим как нравственная основа бытия сохранились до наших дней.

Первые упоминания о тунгусах как народности появляются в русских описаниях Сибирского царства в конце XVI века. Землепроходцы и путешественники отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Ссыльный декабрист В. Кюхельбекер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал: "Их костюмы напоминают камзолы испанских грандов".

Начиналось взаимодействие двух цивилизаций - каменного века и средневековой с огнестрельным оружием и мануфактурным производством.

Но владение каменными и костяными орудиями у эвенков было виртуозное. Родоплеменные отношения эвенков и "государевых царских людишек" не были антагонистическими. В мирном присоединении Сибири "под царскую руку", безусловно, "дипломатия оружия" играла значительную роль, но не главную. Главным были мирные торговые отношения. На первых порах контакт двух разных культур был эпизодическим. Но соседство приводило к взаимообменам. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Да и понятие "о русском торговом грабеже" весьма относительно. Соболь для русских - мягкая валюта, а для таежных следопытов-тунгус о в он долго не был денежным эквивалентом и в хозяйстве не представлял особой ценности. Оленьи шкуры были прочнее и практичней, из соболиных шкурок шили одеяла и даже подбивали ими лыжи.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Методические особенности преподавания страноведения в школьной географии на примере страноведения
Методика обучения географии - педагогическая дисциплина, направленная на обеспечение методической подготовки студентов-географов. Роль специальной методической подготовки постоянно возрастает, что связано, во-первых, с повышением научного уровня содержания школьной географии, во-вторых, с ...