Территорию Никарагуа в древности населяли индейские племена. В начале 16 века она была открыта испанцами, превратившими ее в свою колонию. Испанцы завезли в Никарагуа рабов для работы на плантациях. В 1821 году в ходе Войны за независимость испанских колоний в Америке Никарагуа провозгласила независимость; в 1823-38 годах в составе Соединенных провинций Центральной Америки, с 1838 года - самостоятельное государство. В 1824 году отменено рабство. С середины 19 века развернулась борьба между США и Великобританией за преобладающее влияние в Никарагуа с целью постройки на ее территории межокеанского канала. В 1912-33г.г. Никарагуа оккупировали войска США, которые были выведены из страны в результате национально-освободительной борьбы народа под руководством А. Сандино. С 1936г. в Никарагуа - диктатура семейства Сомоса. Борьба никарагуанского народа, организованная Сандинистским фронтом национального освобождения, привела к падению в 1979г. реакционного режима Сомосы. В стране проводились аграрная реформа, национализация банков, части промышленных предприятий и др.
В результате всеобщих выборов (февраль 1990) к власти пришел Оппозиционный национальный союз (блок 14 партий и организаций). Президентом стала В. Чаморро. Основа экономики - сельское хозяйство. Доля в ВВП (1991, %): сельское хозяйство 30,2, промышленность 17,5. Товарные сельскохозяйственные культуры - хлопчатник, кофе, сахарный тростник, джут, табак, какао, бананы. Пастбищное скотоводство. Производство электроэнергии 1,04 млрд. квт. час. Небольшая добыча золота и серебра. Пищевая, легкая, нефтеперерабатывающая, цементная промышленность. Длина (тыс. км) железных дорог 0,4, автодорог 15. Главные морские порты: Коринто, Пуэрто-Кабесас, Блуфилдс. Экспорт хлопка, кофе, мяса. Основные внешнеторговые партнеры: США, Германия, Япония, Канада, Италия. Денежная единица - золотая кордоба.
Интегрированный урок “Экономика-География”
по теме «Международная экономика».
Экономика, как ни один другой предмет в школе, требует от учащихся широты кругозора и умения использовать знания, полученные в других школьных курсах (история, математика, география). Однако опыт работы в школе показывает, что существующая несинхронность, несогласованность и дублирование программ школьных курсов препятствуют формированию системного представления у учащихся об окружающем их мире. Ребята затрудняются использовать полученные на уроках истории и географии знания в курсе экономики.
Расширить кругозор школьников, обеспечить системность обучения позволяют интегрированные уроки.
Тема “Мировая экономика. Международная торговля” является благодатным материалом для сотрудничества экономиста и географа. Теоретический материал подкрепляется фактологическим (теоретический “скелет” урока обрастает “плотью” из цифр и фактов), урок становится насыщенным, интересным, активизирует работу школьников.
Тема курса /Экономика/: “Международная торговля”.
Тема курса /География/: “Экономическое развитие стран Америки”.
Тема урока: “Международная торговля: абсолютные и сравнительные преимущества (на примере стран Америки)”.
Класс: 10
Время: 2 академических часа.
Цели:
· сформировать представления об абсолютном и сравнительном преимуществе стран в производстве товаров и услуг, выяснить различия этих понятий;
· объяснить, каким образом принцип сравнительного преимущества можно применить к процессу международной специализации и торговли;
· объединить и убедиться. Почему международная торговля приносит выгоды всем странам - участницам;
· проверить умение анализировать статистические данные, работать с картами атласа, давать устную характеристику обеспеченности стран региона природными ресурсами;
· формирование умения работать в группе;
· активизация учащихся.
Понятия:
* абсолютное преимущество;
* сравнительное преимущество;
* свободная торговля.
Форма проведения урока:
* 1 ак. час - работа с фактологическим материалом в группах;
* 2-ой час - деловая игра “Остров”.
Дидактический материал:
* экономическая карта континента;
* атласы 10 класс;
* учебник В.П. Максаковский “География” 10 класс;
* двухцветные карточки по количеству учащихся в классе.
В начале урока класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание - исходя из наличия природных ресурсов (минеральных, лесных, земельных, агроклиматических) дать наиболее полную картину экономики страны. Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены природные ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также возможные виды экспортной продукции.