Следующей формой интеграционной стратегии является Общий рынок
(ОР) товаров, функционирующий на основе таможенного союза, но существенно дополненный согласованной отраслевой политикой, в том числе и в сфере научно-технических исследований, т. е. интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Для регулирования деятельности в рамках Общего рынка создаются специальные наднациональные институты, предполагающие передачу им части национального суверенитета государств, или просто межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику государств-членов. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.
Качественно более высокой ступенью интеграции является Единый внутренний рынок (ЕВР),
обеспечивающий не только свободное передвижение товаров, но также свободное движение услуг, капитала и рабочей силы. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления в направлении гармонизации всего спектра экономической политики (в том числе и социальной) с учетом унификации национальных законодательств государств-членов. Завершение строительства ЕВР означает переход к высшей форме интеграции: экономическому и валютному союзу.
Экономический и Валютный союз (ЭВС)
являются взаимодополняющими и неотъемлемыми частями единого процесса. Строительство Экономического и Валютного союза представляет собой совокупность параллельных мероприятий, главной целью которых является создание единого экономического, валютно-финансового, правового и информационного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики государств-членов на основе рекомендаций и контроля со стороны наднациональных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров количественных показателей состояния экономики стран-участниц в целях сближения уровней их экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
Завершающей ступенью интеграционного строительства является создание на основе ЭВС Политического Союза (ПС),
результатом которого становится переход стран-участниц к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан государств-членов избирать и быть избранными как в национальные, так и наднациональные органы власти, независимо от места их пребывания на территории ПС. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан. Но в основе своей политический союз представляет собой союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. Основные черты различных уровней интеграционного процесса сведены в таблице 1.
Необходимо подчеркнуть, что эти политико-правовые формы являются средствами достижения интеграции и не тождественны самой интеграции. Некоторые из них возникли и широко использовались более чем за столетие до начала эпохи региональной интеграции. В то же время, существование зон свободной торговли, таможенных союзов еще не означает, что степень реального сращивания национальных хозяйств, входящих в данное интеграционное объединение, непременно выше, чем между ними и хозяйствами стран, не входящих в него. Расчеты показывают, что совместное участие двух или нескольких стран в той или иной институциональной форме интеграции не всегда определяет действительную степень интеграции их национальных хозяйств.