На многочисленных образцах памятников архитектуры, монументальной и станковой скульптуры, наскальных росписей и пиктограмм искусствоведы могут наглядно проследить процесс обособления, отпочковывания от общей полинезийской культуры самобытного искусства острова Пасхи, процесс деления, в связи с рождением государства и классов, «языка изображений» на письменность и живопись.
Эти вопросы важны не только для специалистов по культуре
Океании Ведь история развития рапануйского искусства может служить своеобразной моделью для изучения хода эволюции искусства при распаде первобытнообщинного строя. Сходные явления имели место и в додинастическом Египте, и в доколумбовой Америке,
и на берегу Гвинейского залива у народа йоруба с его замечательными скульптурами, и в античном мире.
Именно в общности процессов развития общества, в общности процессов развития искусства лежит причина сходства памятников острова Пасхи с произведениями других народов мира. И изучение искусства «острова тайн» может облегчить понимание эволюции мирового искусства в период становления государства и распада первобытной «модели мира», когда «бессознательно-художественные» творческие импульсы первобытного человека становились осознанным умением,
творчеством художника-мастера.