В поисках решения этих загадок мысль некоторых исследователей обратилась от древних руин на берегах Инда на противоположный конец земного шара - к Новому Свету, к Америке. Впрочем, гипотеза об американском происхождении культуры Рапа-Нуи была выдвинута задолго до того, как лопата археолога вошла в древнюю почву долины реки Инд.
Загадочная письменность кохау ронго-ронго не раз привлекалась и сторонниками гипотезы “затонувшего материка”, и “меланезийской гипотезы”, и “индийской гипотезы” для доказательства истинности этих теорий. Была она использована и для подтверждения “американской гипотезы”. Один из знаков рапануйской письменности, по мнению Тура Хейердала, изображает птицу кондор, обитателя Анд. А в другом значке кохау ронго-ронго можно рассмотреть стилизованное изображение пумы, также живущей лишь в Южной Америке. Не указывает ли это на родину письменности и всей рапануйской культуры? В преданиях жителей острова Пасхи говорится, что первый вождь, легендарный Хоту Матуа привез с собой 67 дощечек с письменами кохау ронго-ронго. А в те времена, на расстоянии в несколько тысяч километров, только в одном месте существовала письменность - в древнем Перу.
Итак, гигантские статуи, умение строить каменные платформы и здания, своеобразная письменность-все это, по мнению Хейердала и сторонников “американской теории”, было завезено на остров Пасхи в отдаленные времена из древнего Перу. “В ту пору не было ни войн, ни распрей, и каждое последующее поколение стремилось превзойти предыдущее размерами своих изделий. Вдоль берегов ого-ленного острова появились аху с огромными статуями, обращенными лицом внутрь острова, спиной к морю”.
У островитян существует предание, в котором говорится, что остров Пасхи был когда-то частью большой земли. Великан Уоке, который мог своим посохом поднимать и разрушать острова, разгневавшись однажды, решил уничтожить эту землю. Большая территория опустилась под воду, незатопленным остался лишь небольшой клочок земли - остров Пасхи, ибо магический жезл великана Уоке сломался о горы. Отсюда пошло и местное название острова Пасхи - Те Пито-о-те-Хенуа, “Пуп земли”.
Не является ли этот миф указанием на то, что остров Пасхи был когда-то частью материка, затонувшего затем в Тихом океане. Ведь тогда легко можно будет объяснить многие загадки этого острова и в первую очередь - тайну каменных гигантов. Не являются ли они, вместе с загадочной письменностью, последними памятниками культуры “тихоокеанской Атлантиды” или как стали называть гипотетический материк в Тихом океане, - Пацифиды (от слова Пасифик - Тихий океан).
Заключение
В заключении хочется сделать нижеследующие выводы.
«Остров загадок» . «остров тайн» . «остров неразрешенных проблем» . «таинственный остров» - эти названия прочно укрепились за островом Пасхи. Тому способствовали и действительная сложность и противоречивость дошедших до нас фактов, и подогреваемый журналистами и любителями сенсаций напряженный интерес к этому маленькому клочку земли, затерявшемуся в просторах Великого океана, к попыткам восстановить его историю, его культуру.
Наука идет от тайны к знанию шаг за шагом. Подошла она и к разгадке «тайны острова Пасхи» с его иероглифическим письмом, с его удивительным искусством. Больше того. Материал искусства может помочь ученым решить многие проблемы истории и культуры острова. Ибо искусство Рапа-Нуи, как и всякое искусство, было неразрывно связано со всею жизнью островитян, с их верованиями, культами, общественным устройством.
В различных музеях мира хранится большое число различных предметов, вывезенных с острова Пасхи. Например, в Берлинском музее народоведения числится 160 предметов, в Дрезденском музее - 111, в Музее Бишопа на Гавайских островах-31, в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР -15. Значительную часть этих коллекций представляют произведения рапануйского искусства. Еще больше шедевров деревянной скульптуры рассеяно по частным собраниям. Ибо многочисленные частные «визитеры» «выманивали изделия из дерева у нищих жителей острова» до тех пор, пока «почти все, что можно было увезти, было вывезено» и «остались лишь гигантские головы на склонах гор», как свидетельствует Тур Хейердал. Кстати, археологическая экспедиция, возглавляемая этим прославленным исследователем и путешественником, значительно пополнила число известных миру произведений искусства Рапа-Нуи.