Население

Красноярский край по количеству жителей занимает 10 место в РСФСР. Он самый населенный в Сибири и сосредотачивает почти 40% жителей Восточно – Сибирского экономического района. В составе 275 – миллионного советского народа доля красноярцев исчисляется в 1,2 %. Население края складывалось в течении нескольких столетий, однако решающая роль в формировании его численности, структуры и размещения принадлежит советскому периоду.

Население края пополнялось за счет вольных переселенцев. К 1861 году оно достигло 318,9 тыс. жителей со значительным преобладанием русских. Самый крупный коренной народ края — хакасы.

В СССР насчитывается 71 тыс. хакасов, из них в преде­лах Хакасской автономной области проживает — 57,3 тыс. человек. Малые народы Севера, шагнувшие в социализм из патриархально-родового строя, сохранили много ярких традиций и самобытных черт, вызванных промыслово-оленеводческим хозяйственным укладом и своеобраз­ным образом жизни в условиях сурового Севера.

Эвенки

(4,2 тыс. чел.) в прошлом известные под названием тунгусов, занимают самую обширную, пос­ле русских, этническую территорию, огромной подко­вой протянувшуюся от Енисея до берегов Тихого океа­на. В пределах края большая часть их проживает в Эвенкийском округе, в бассейне Подкаменной и Ниж­ней Тунгусок. За пределами округа — в Туруханском районе и на юго-западе Таймырского автономного округа — проживает около 600 эвенков. Эвенки отно­сятся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской язы­ковой семьи. В советские годы на основе русской гра­фики создана собственная письменность и самобытная литература. В низовьях реки Турухан и частично по Кети в Енисейском районе живут селькупы,

в прошлом извест­ные как остяко-самоеды. Это самый маленький на­род Красноярского Севера, насчитывающий 365 че­ловек. Селькупы относятся к самодийской группе уральской языковой семьи и родственны ненцам, энцам и

нганасанам. Основная их часть расселена в сосед­них Томской и Тюменской областях.

По притокам Енисея Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую и Подкаменной Тунгуске в пределах Туруханского района живут кеты, бывшие енисейские остяки (994 человека). В отличие от низкорослых северян, кеты вы­сокого роста, а их лица напоминают лица американ­ских индейцев. Происхождение кетского языка до сих пор до конца не выяснено, и он занимает особое мес­то, не входя ни в одну из языковых семей. Кеты — ти­пичные таежные охотники. Сегодня, наряду с охотой, оленеводством и рыболовством, в кетских хозяйствах распространилось молочное скотоводство, звероводст­во и огородничество.

На территории Таймырского автономного округа проживают ненцы, энцы, нганасаны и долганы.

Ненцы

(2,5 тыс. чел.) — коренные жители тундры и лесотундры, обитают в основном в левобережье Ени­сея к северу от Игарки. Известны они по русским летописям еще с XI века под названием «самоядь». По предположениям, ненцы произошли от Саянских племен, переселившихся около тысячи лет назад на Север и смешавшихся с местными племенами.

Рыболовство и охота — главные традиционные за­нятия населения.

Близкими по хозяйственному укладу и языку к нен­цам являются энцы (около 300 человек), проживающие в междуречье Енисея и Пясины.

Нганасаны

(790 человек) — самый северный народ в мире. Ареал их обитания — вся центральная часть Таймырского полуострова между реками Пясиной и Хатангой в пределах Авамского и Хатангского адми­нистративных районов. Они типичные тундровики-охот­ники на песца и рыболовы.

Долганы

— самый крупный коренной народ Крас­ноярского Севера — насчитывали по последней пере­писи 4,6 тыс. человек. Относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи.

Для Красноярского края с его бурно развивающей­ся экономикой и культурой характерны активные процессы национального сближения на основе велико­го русского языка. Ярким свидетельством тому служит рост межнациональных браков. Свободно владеют русским языком около 90 процентов людей, не счи­тающих русский язык родным. Вместе с тем продол­жают развиваться языки коренных народов края, по­лучивших в советское время письменность.

Еще статьи

Экономическое развитие Японии
В современном мире прогресс каждой страны неотделим от ее участия в мировом обмене материальными и духовными ценностями. Сегодня ни одна даже самая развитая страна не может одинаково эффективно производить всю современную продукцию. Таким образом, времена национальной обособленности, хозяйственной з ...