Методы экономико-географических исследований

2) К сравнительному методу в определённой степени примыкает широко используемый в различных науках метод аналогов. Он состоит в том, что знания и данные о каком-либо географическом объекте выводятся из уже сложившихся представлений о другом, нередко сходном объекте (территории).

3) Картографический метод имеет совершенно особое значение для выявления и осознания географических "различий от места к месту". Его максимально широкое использование, "упор на карту" представляет важнейшую черту географической культуры и географического мышления.

Можно сказать, что полная картографическая информация во многом обеспечивает успех географических исследований. Вслед за В.П. Семёновым- Тян-Шанским Н.Н. Баранский убеждённо доказывал, что карта представляет альфу и омегу (т.е. начало и конец) географии. С анализа имеющихся и доступных карт начинается, а составлением новых обычно завершается любое географическое исследование.

Для более глубокого осознания своеобразия конкретных территорий полезно сравнение и наложение различных тематических карт. Особенно важно уметь "читать" карты, "снимать" с них максимально полную информацию. Связка география - географическое картографирование может и должна стать сердцевиной географической науки.

4) Генерализация -одновременно метод и научный принцип - это отбор наиболее существенных и специфических для конкретной территории материалов.

Генерализация даёт возможность выбирать и представить основные черты развития и современное состояние территории, природопользования и населения, хозяйства и ТОО. Генерализация - это отсечение всего второстепенного и определяющего, что не означает простое сокращение, "ужатие" текста Подлежащие отбору материалы должны удовлетворять трём основным условиям:

а) показать, чем конкретная территория отличается от других;

б) выявить особо важные характерные особенности территории;

в) охарактеризовать основные взаимосвязи между природой, хозяйством и человеком в системе социально-экономического, общественного и экологического развития территории.

5) Исторический метод, который выявляет состояния и процессы во времени для объяснения и прогноза развития. Как говорил Ф. Ратцель: "Нельзя изучать географию, не зная её истории. Это особенность данной науки. В других науках полезно знать их историю, в географии же это необходимо. Но история географии есть не только история науки, а существенная часть всемирной истории. Она показывает, как народ познаёт свою страну, а человечество - родную землю". Только исторический подход к науке может показать пути её развития, обнаружить тупики, которые надо избегать. Для рассмотрения любого явления в историческом разрезе необходимо решить 3 задачи:

1-я заключается в изучении прошлого состояния объекта в конкретной пространственно-временной обстановке;

2-я - в исследовании на базе реконструкции настоящего состояния объекта как результата конкретного пространственно-временного развития;

3-я - в прогнозировании будущих тенденций развития и состояния объекта на основе анализа их в прошлом и настоящем.

Кроме того, известно, что всякая система научных взглядов развивается в определённой общественной среде и главными действующими толчками в развитии любой науки являются "запросы жизни", т.е. общественная потребность в них.

Наше время называют эпохой "информационного взрыва", "информационной революцией" - поток информации обрушился буквально на всех.

География заметно выделяется среди других наук своей информативностью, объёмом "перерабатываемой информации".

В 60-70-е гг. объём научной информации удваивался каждые 5-7 лет.

В конечном итоге овладение географическими методами и способами научного познания, их постоянное совершенствование определяют сущность географического мышления.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи

Израиль
Государство в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Территория - 14,1тыс. кв. км.(в границах определенных решением ГА ООН в 1947 г.; без 6,7 тыс. кв. км.1,0захваченных Израилем во время арабско-израильской войны 1948-1949гг.).Население(1986) - 4,33 млн., из них ...