Марокко - аграрная страна с относительно развитой горнодобывающей промышленностью. На долю сырьевых отраслей сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых приходится более половины стоимости всей производимой продукции. Марокко - крупный мировой производитель и экспортер ряда ценных видов минерального сырья и сельскохозяйственных продуктов, особенно фосфоритов, свинцового концентрата, марганцевой руды, цитрусовых, томатов, виноградного вина и т. п. Структура и специализация хозяйства сложились в основном в первой половине XX в. в условиях колониального господства. Колонизаторы, заинтересованные лишь в эксплуатации природных и людских ресурсов, навязали стране однобокое, аграрно-сырьевое развитие. После провозглашения независимости была начата реорганизация хозяйства с целью перевода его на национальный путь развития. Правительство установило новые протекционистские таможенные тарифы, ввело новую национальную денежную единицу - дирхем, приняло меры к ограничению иностранного капитала и укреплению государственного сектора экономики. С 1960 г. осуществляются пятилетние и трехлетние планы экономического и социального развития страны. Однако выполнение этих планов встретило значительные трудности, которые преодолены лишь частично. Более успешно были выполнены планы 1968- 1972 и 1973- 1977 гг., обеспечившие ежегодный темп роста экономики в среднем до 5%, а промышленности -до 6%. Однако в результате кризиса мирового капиталистического хозяйства, начавшегося в середине 70-х годов, повышения цен на нефть и сокращения цен на фосфориты (последнее непосредственно связано с демпинговой политикой монополий США) пятилетний план 1978- 1982гг. оказался нереальным и был заменен переходным трехлетним планом 1978- 1980 гг., основная цель которого - обеспечить закрепление уровня развития, достигнутою в период осуществления предыдущего пятилетнего плана. После 1956 г. позиции иностранного монополистического капитала в стране не были существенно поколеблены, главную роль продолжал играть французский капитал, на долю которого приходилось 'свыше % всех иностранных капиталовложений. Но в 60-х и особенно в 70-х годах заметно увеличились инвестиции США, ФРГ, Италии, Бельгии и некоторых других развитых капиталистических стран. Эти инвестиции поощряются законом о капиталовложениях на создание совместно с марокканским государственным капиталом смешанных компаний. Так, возникли мароккано-итальянская компания по разведке н эксплуатации нефти САМИР, владеющая нефтеперерабатывающими заводами в Мохаммедии, мароккано-американская «Дженерал Тайр» (шинный завод), мароккано-французская «Берлие-Марок» в Касабланке и др. В последнее время был создан ряд предприятий с участием капиталовложений арабских нефтедобывающих стран. Одновременно начала проводиться политика «марокканизации» экономики. С 1973 г. иностранцам запрещены некоторые виды экономической деятельности в ряде ведущих отраслей хозяйства. При этом марокканскими считаются компании, не менее 50% капитала которых принадлежит марокканцам и большинство членов административных советов которых, включая их руководителей, составляют марокканцы. Современная экономика страны многоукладна. В ней выделяются два главных секторам потребительский, охватывающий полунатуральный и мелкотоварные хозяйства марокканцев, и капиталистический, включающий государственный сек тор и частнокапиталистическое предпринимательство. Государственному сектору принадлежат в основном современный транспорт, энергетика, ведущие предприятия добывающей промышленности, включая фосфатную. Среднее и крупное предпринимательство охватывает главным образом отрасли легкой и пищевой промышленности, некоторые виды металлообработки, высокотоварные хозяйства в земледелии, многие предприятия сферы обслуживания и т. д. На долю капиталистического сектора, на предприятиях которого занято около % экономически активного населения, приходится свыше % валового внутреннего продукта. Проводимая в стране политика «экономического либерализма» способствует развитию национального хозяйства по капиталистическому пути.