Краткий географический словарь

АЛЬПЫ, наиболее высокие горы в Зап. Евро­пе. Сложная система хребтов и массивов, вытя­нутая на 1200 км шириной до 260 км. Высочай­шая вершина — г. Монблан (4807 м). Альпий­ская складчатость. Снеговая линия — 2500— 3200 м. А. — важный климатораздел, к северу — умеренный климат, к югу— субтропический средиземноморский. На наветренных зап. и сев.-зал. склонах осадков 1500—2000 мм в год, во внутригорных долинах 500—800 мм. Много­численны озера ледникового происхождения (Женевское, Боденское и др). Выражена высот­ная поясность.

АЛЯСКА, п-ов на С.-З. Сев. Америки. Вдоль п-ова протянулся Алеутский хребет с действую­щим вулканом Катмаи. Вдоль сев.-зал. побе­режья — низменность со множеством озер. Пре­обладают горные тундры.

АМАЗОНКА, величайшая по водоносности и площади бассейна река мира, протекающая в Юж. Америке. Длина с Укаяли 7000 км. Обра­зуется при слиянии рек Мараньон и Укаяли. Протекает по Амазонской низменности, в ниж­нем течении достигает ширины 80 км, впадает в Атлантический океан, образуя крупнейшую внутреннюю дельту. Принимает свыше 500 при-. токов, многие из которых длиной более 1500 км: справа — Журуа, Мадейра, Топажос, слева — Иса, Риу-Негру. Полноводна в течение всего го­да. Приливы распространяются на 1400 км от устья, часто сопровождаются одиночной вол­ной — поророкой. Океанские суда доходят до г. Манаус, общая протяженность водных путей с притоками — более 25000 км. Развито рыбо­ловство (более 2000 видов рыб), уникален расти­тельный и животный мир, использование гидро­энергетического потенциала ничтожно.

АМАЗОНСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, самая боль­шая низменность в мире. Расположена в Юж. Америке, простирается на 3200 кы от Анд до Ат­лантического океана между Гвианским проско-горьем на С. и Бразильским на Ю. Лежит в теконическом прогибе, заполненном морскими и континентальными отложениями. Преобладает равнинный рельеф с широкими долинами мно­гочисленных полноводных рек. Климат эквато­риальный, влажный и жаркий, осадков — 1500—3000 мм в год, зона экв. лесов.

АМУДАРЬЯ, река в Ср. Азии, длина 1415 км (от истока Пянджа — 2540 км). Исток на скло­нах Гиндукуша, название получает после слия­ния с Вахшем. Большая часть бассейна — в пре­делах Памира, затем течет по Туранской низ­менности по пустынным р-нам, часто меняя рус­ло. Впадает в Аральское море рукавами, образуя дельту. Весенне-летнее половодье, в отдельные годы не достигает моря. В низовьях замерзает. Основные притоки Гунт, Бартанг, Кызылсу, Сурхандарья, Кундуз. Используется на оро­шение.

АНДЫ, одна из самых высоких (г. Аконка­гуа, 6960 м) и самая длинная (9000 км) горная система мира, окаймляющая с С. и 3. Юж. Аме­рику. Возрожденные горы относятся к Тихооке­анскому складчатому поясу с высокой сейсмиче­ской активностью, часты землетрясения, много действующих вулканов. А. богаты рудами цвет­ных металлов, в передовых и предгорных прогибах — нефтью и газом. А. состоят из па­раллельных хребтов, между которыми лежат внутренние плоскогорья и плато или впадины. А. отличаются резкими контрастами в увлажне­нии вост. и зап. склонов. По А. проходит межо­кеанский водораздел. В А. находится самое вы­сокогорное из крупных озер мира — Титикака. О структуре высотной поясности см. в ст. Юж­ная Америка.

АНТАРКТИДА, материк, расположенный во­круг Южного полюса в пределах Юж. полярного круга. Площадь— 12,40 млн км2. Омывается водами Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Береговая линия образована ледяны­ми обрывами, существует несколько неглубоко вдающихся в сушу морей — Уэдделла, Беллинс­гаузена, Амундсена, Росса. Сплошное материко­вое оледенение. Геологическое строение и рельеф. В основе материка — осколки древней Гондва-ны. В зап. полушарии расположен р-н альпий­ской складчатости с Антарктическими Альпами и самой высокой точкой подледного рельефа. В вост. А. под покровом ледника ровные участки чередуются с поднятиями высотой 3000—4000

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи

Предмет,методы и задачи регионалистики
Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 1. Классификация ...