Одной из важнейших задач обучения географии во вспомогательной школе всегда было и остается формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах.
В качестве специальной цели обучения нужно рассматривать обучение детей применению приобретенных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях.
Задачами изучение курса «География материков» во вспомогательной школе являются:
1. Формирование понятий материк и часть света.
2. Ознакомление учащихся с глобусом.
3. Формирование элементарных картографических умений.
4. Ознакомление учащихся с географическими материками Земли.
5. Краткий физико-географический обзор южных материков: Антарктида, Австралия, Африка, Южная Америка.
6. Изучение Австралийского Союза и отдельных стран Африки и Южной Америки.
7. Формирование понятия «природные зоны»; их положения.
8. Продолжение работы по формированию понятия «климат».
9. Знакомство учащихся с природными ресурсами каждой зоны.
10. Краткий физико-географический обзор Евразии.
11. Изучение населения и политической карты Евразии.
12. Рассмотрение отдельных государств Евразии.
13. Развитие познавательных процессов учащихся и практического ума.
Изучение географических материков во вспомогательной школе начинается в 8 классе. В начале учащиеся знакомятся с южными материками: Антарктида, Австралия, Африка и Южная Америка. Основное внимание сосредотачивается на выяснении особенностей природы каждого из материков. Изучение Австралийского Союза и отдельных стран Африки и Южной Америки происходит в виде их краткого описания по следующему плану: географическое положение, природа, население и его хозяйственная деятельность.
В 9 классе изучение курса «География материков» продолжается. Учащиеся знакомятся с северными материками. Последним из материков рассматривается Евразия. На ее изучение отводится больше времени, чем на другие материки. Первой рассматривается тема «Карта Евразии», в которой закладываются основы для изучения последующей темы «Природные зоны Евразии». Изучаются наиболее типичные природные зоны материка, и в отличии от других континентов, более подробно. Завершается курс географии 9 класса темой «Население и страны Евразии». С населением и отдельными странами материка (на усмотрение учителя) школьников целесообразно знакомить по частям света. Изучается больше государств, чем по другим материкам, с опорой на ранее предложенный план.
В курсе «География материков» по каждому разделу учитываются разные уровни усвоения учащимися географического материала.
В современных условиях при изучении географии во вспомогательной школе часто используются мультимедийные комплексы. Например, мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс" разработанный в соответствии со школьной программой и содержащий следующие разделы:
- мир,
- материки,
- океаны,
- страны.
Данная программа представляет собой учебные материалы, практические задания, контрольные вопросы, тесты и справочник, объединенные гипертекстовой структурой, и содержит: дикторский текст, слайды, видеофрагменты.
Также курс предусматривает Интернет-поддержку, которая включает в себя ссылки на географические ресурсы глобальной сети, ответы на интересующие вопросы, контрольные работы. Для учителей на диске содержатся методические указания по его использованию в учебном процессе.
Мультимедиа учебник рекомендуется создателем использовать:
- для изучения курса географии в классе,
- для проверки знаний по курсу,
- в качестве справочника,
Некоторые задания данного мультимедиа учебника можно попробовать использовать и при изучении географии и во вспомогательной школе.
При изучение географического положения материков вниманию учеников предлагается прослушать текст диктора о географическом положении, об исследованиях материка, об особенностях природы и о многом другом, что является важным в изучении данной темы. Ученики при этом работают в наушниках, прослушивают занимательный текст и при этом ещё и видят изображение материка на экране. В результате задействованы разные виды памяти, что позволяет усвоить максимальное количество информации.