Семейные устои заводских жителей опирались на традиции крестьянского быта. Довольно многочисленное старообрядческое население было хранителем традиционной культуры семьи. Значительная часть семей придерживалась патриархальных порядков: отношения в них строились на полном подчинении младших старшим, жен – мужьям. Глава семьи являлся не только блюстителем семейно – бытовых порядков, но и единоличным распорядителем семейного бюджета. Заработки всех членов семьи(в том числе женатых сыновей)он хранил под замком и тратил деньги по своему усмотрению: все закупки для семьи делались её главой. Во второй половине 19 в., когда участились браки между представителями старообрядческого и православного населения, такие порядки становились основой семейных конфликтов. Среди жителей Нижнетагильского заводского посёлка бытовал рассказ о том, как невестка пошла за водой, не испросив благословения у свекрови. Когда невестка наполнила кадку водой, свекровь перекрестилась и выплеснула её из кадки на улицу. Подобные традиции сохранялись, как правило, в больших старообрядческих семьях, где совместно жили несколько поколений. Однако к началу 20 в. молодые семьи предпочитали обосновываться самостоятельно, независимо от старших. Между супругами возникали более демократические отношения. Закладывается тип новой семьи.
В некоторых заводских посёлках принимались меры по борьбе с пьянством. Например, в Нижнем Тагиле в 1891 г. одно из сельских обществ («Александро-Невское»)заводского посёлка «вынесло приговор» о том, чтобы «в районе этого общества с нового года не допускать открытия разного наименования заведений с продажей спиртных напитков». В начале 20 в. для отвлечения рабочих от пагубных привычек был создан «Кружок по устройству развлечений и чтений» для народа.