В России в 1763 г. Иван Иванович Ползунов
разработал проект первого в мире парового универсального двигателя непрерывного действия.
Промышленное применение паровых двигателей на уральских предприятиях началось в конце 18
-начале 19вв. Первые паровые установки использовались чащи всего для откачки воды из шахт и рудников и подъёма руды. В 1803г. известный уральский механик Л.Ф. Сабакин
сконструировал и применил паровую машину для откачки воды из затопленной шахты на Березовских золотых промыслах. Впоследствии паровые машины стали использоваться для приведения в действие различных станков. Одну из изготовил в 1815г. техник А. Вяткин
на Верх-Исетском заводе.
Особую роль в создании новой паровой техники на Урале сыграли отец и сын Черепановы – Ефим Алексеевич
(1774-1842) и Мирон Ефимович
(1803-1849). Будучи выходцами из крепостных мастеровых Выйского завода Демидовых, они на основе самообразования и опыта практической работы в заводском производстве достигли высокого уровня инженерных знаний и мастерства в области технического изобретательства.
Первые паровые машины были внедрены Е.А. Черепановым в 1820г. Позднее, работая на Нижнетагильском заводе, он разработал и соорудил мощные паровые машины до 30,40 и 60 л.с.
Несмотря на явные достижения в области создания паровой техники, в первой половине 19в. не произошло её широкого внедрения в производство. Отсутствие заинтересованности в интенсификации производства, косность мышления были тому причинами. Черепановым приходилось постоянно преодолевать сильнейшее сопротивление со стороны заводской администрации и даже самих Демидовых, не веривших в эффективность новейших технологий и опасавшихся больших затрат на их внедрение. Поэтому в ходу оставались традиционные механические приспособления мануфактурного типа.
В 1839г. Черепановыми были сооружена паровая машина, приводившая в действие воздуходувные мехи при медеплавильных печах Выйского завода.
Но самым крупным техническим достижением стало создание первых в России паровозов
и рельсовой дороги.
Это изобретение создавалось в практических целях – для перевозки руды. Только после смерти изобретателей администрация Нижнетагильских заводов дала согласие на сооружение чугунной рельсовой дороги длинной 3,3км, как и задумывали Черепановы. Систематические перевозки руды по ней началась с 1852г.
При попечительстве главного начальника уральских заводов В.А. Глинки
в Екатеринбурге была построена механическая фабрика, которая производила сложные механизмы: паровые машины, гидротурбины и др. Здесь же проходили обучение многие уральские инженеры и техники. К 1860г. горнозаводская промышленность располагала уже 140 различными паровыми установками. Только к началу 20в. в энергосистеме заводского хозяйства паровая техника стала составлять около половины.