XIX век.
Рядовая застройка "послепожарной" Москвы становилась более упорядоченной и однородной Дворянская крепостная Россия дряхлела. Общий упадок затягивал в свою сферу и зодчество.
Развитие капитализма, получившего в России формы варварские и хищнические, привело к росту территории и населения Москвы. Лихорадочное разрастание города стало в полном смысле неуправляемым. Важнейшим элементом планировки Москвы стали железные дороги.
В городе пропускная способность радиальных улиц становилась недостаточной. Сложившееся подобие радиально - кольцевой системы железных дорог Московского узла имело центр, резко смещенный к северу относительно центра сложившейся планировочной системы города. В результате система Москвы потеряла ясность, 3.12. Современная столица.
Свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. 11 марта 1918 года правительство переехало в Москву. Вновь Москве была возвращена роль столицы государства.
Сложившаяся радиально - кольцевая система дополнялась новыми кольцевыим магистралями. Новые жилые районы намечались как города - сады, расположенные среди зеленого кольца,. Перестройкой окраин было положено начало коренной реконструкции города Вместе с тем поспешные решения привели к гибели некоторых значительных памятников архитектуры, и в их числе Сухарева башня Но были еще более смелые точки зрения создать новую Москву на месте, расчищенном от всего, как предлагал французский архитектор Ле Корбюзье. Лишь Кремль предполагалось оставить, как архитектурный заповедник.
Основным принципом нового генерального плана было необходимость " исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей".
Радиально - кольцевая система Москвы была приведена в соответствие с уровнем потребностей города. За короткое время была осуществлена реконструкция. Недостаток необходимого опыта привел, однако к потерям историко - культурных ценностей, которых можно было бы избежать.
Жилищное строительство начало стремительно нарастать после 1954 года. Высота застройки была в основном ограничена пятью этажами.
Генплан 1971 года предусматривал завершение застройки и благоустройства площадей центра Москвы и окончательное формирование четырнадцати радиальных проспектов, ведущих от центра к кольцевой автодороге.