Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения:

Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога. Основными формами самоучения являются: изучение литературы - учебной, научной, художественной, и т.д., а также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонограмм, консультации специалистов, просмотр спектаклей, конофильмов, посещение музеев, выставок и т.д., а также различные виды практической учебной деятельности – опыты, эксперименты, самостоятельное овладение теми или иными видами работ, орудиями труда и т.п.

Самоучение – составной компонент системы непрерывного образования – выступает, в том числе, как связующее звено между базовым общим и профессиональным образованием и периодическим повышением квалификации и переподготовки специалистов.

Самостоятельна учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности (также, как и самоучение). А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …».

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность

, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

- фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;

- групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);

- парной – например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете;

- индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.

Самостоятельная работа может проходить в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных и внешкольных мероприятий (на пришкольном опытном участке, в уголке живой природы, на экскурсии и т.д.), дома. Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, выполнение курсовых и дипломных работ, наблюдения, лабораторные занятия, опытническая работа, конструирование, моделирование и т.д.

Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на индивидуализированные системы обучения

и коллективные системы.

Еще статьи

Лесные массивы и их значение в экономике Японии
Из 37,8 млн. га всей территории Японии лесами покрыто 25,15 млн. га. Это составляет 66,6% площади страны. Лишь Финляндия (76,1%) и Швеция (68,0%) превосходят Японию по этому показателю. Для сравнения: в России на леса приходится чуть больше 45%. Конечно, все относительно, 25 млн. га лесов Японии тру ...