Однако твердая и последовательная политика России, направленная на территориальную целостность и неприкосновенность границ РФ, сдерживает их претензии.
В целом Калининградская область обладает достаточным потенциалом саморазвития, особенно в промышленности и социальной сфере: здесь крупный морской порт, развитая сеть транспортных коммуникаций; уникальные запасы янтаря (80% мировых), поваренной соли, месторождения нефти, бурого угля, торфа, строительных материалов.
Стабилизация и обеспечение устойчивости социально-экономической ситуации в этом регионе связаны с созданием собственной энергетической базы, реконструкцией рыбохозяйственного комплекса, организацией экспортно-ориентированных производств, реструктуризацией целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности, развитием туризма, улучшением жизнеобеспечения населения и др.
Зона Севера, занимающая почти 60% территории страны, в экономике играет особую роль. Системный кризис в этой части России проявляется особенно остро. Переход ее на модель устойчивого функционирования и развития предполагает осуществление ряда принципиально новых решений.
Приведенные данные, характеризующие потенциал устойчивости и перспективы устойчивого развития зон и экономических районов, содержат ориентиры для региональной макрополитики — федерального Центра и межрегиональных ассоциаций, субъектов Федерации и т.п.
Все это объективно позволяет ослабить угрозы, обусловленные геополитическими, национально-государственными и другими причинами, развертывающимися в значительном временном интервале и требующими постоянных совместных усилий государства и регионов для преодоления их негативных последствий.
Однако надо иметь в виду, что районирование и территориальная специализация страны формировались продолжительное время, причем на ином экономическом и геополитическом пространстве. Регулирование материальных потоков — межотраслевых и межрегиональных — осуществлялось преимущественно неэкономическими методами, к тому же у Центра были возможности концентрировать ресурсы для осуществления крупномасштабных проектов и хозяйственного маневрирования.
Существенно также то, что основной смысл хозяйствования на территории страны сводится к тому, чтобы:
организовать общественное производство как единую большую фабрику, где все работают на всех;
минимизировать общие затраты за счет рационального размещения производительных сил, приближения потребителя к источникам сырья, энергии и т.п.;
обеспечить сдвиг хозяйственных комплексов на Урал и в Сибирь;
гарантировать самодостаточность экономики страны, ее независимость от внешних влияний и т.п.
Как видно, основные ориентиры были связаны с экономическим направлением, социальное же направление было не самоцелью экономического развития, а его ресурсом.
В настоящее время складывается принципиально иная ситуация. Собственно экономический расчет будет продолжительное время доминировать, однако у Центра крупных материальных и финансовых ресурсов для оптимизации территориальных пропорций и осуществления крупномасштабных проектов нет и в обозримом будущем не будет.
Все это побуждает соответствующим образом оценивать перспективы устойчивого развития регионов на основе сложившейся специализации, в полной мере учитывать не только достоинства, но и недостатки.
Оснований для немедленного пересмотра и реконструкции экономического районирования или административно-государственного устройства РФ в настоящее время не существует. Однако это не означает, что данные конструкции вечны и неизменны. Рано или поздно возникают новые условия и существующее деление придет в противоречие с потребностями экономики и государственного строительства.