9.Транспорт
Сеть путей сообщения в Австрии довольно густа и не только на равнине, но и в го-рах, чему способствует значительная расчлененност Восточных Альп глубокими попереч ными и продольными долинами.
Но, несмотря на глубокую расчлененностьь рельефа, все-таки пришлось пойти на сооружение многочисленных и дорожных инженерных сооружений: тоннелей, мостов, виадуков. В Австрии насчитывается свыше 10 тоннелей, длиной каждый более километ-ра. Самый большой протяженностью отличается Арльбергский автомобильный тоннель, имеющий длину 14 км.
Строительство горных железных и автомобильных дорог способствовало освоению лесных, гидроэнергитических и других богатств горных районов.
Главные виды транспорта в Австрии -- железнодорожный и автомобильный. Около 1\2 общей длины железных дорог электрифицировано. Участки с электротягой находятся в основном в горной части страны, где используется дешевая электроэнергия местных ГЭС и где много крутых подъемов. Электрифицораваны также важнейшие международ-ные направления в том числе на Германию, Италию, Швейцарию, трансальпийские доро-ги. На остальных направлениях преобладает теполвозная тяга.
От Вены как крупнейшего железнодорожного узла лучеобразно расходятся важней-шие магистрали. Главная из них отходит в западном направлении, связывая придунайс-кие и альпийские земли. В северо-западном направлении от этой трансавстрийской ма-гистрали идут дороги на страны бывшей Чехословакии и Германию. Большое значение имее отходящая от Вены на юго-запад Земмерингская магистраль, связывающая столицу с Верхней Штирией и Италией. Основные магистрали связаны двумя высокогорными линиями, пересекающими Альпы с севера на юг (Линц -- Леобен и Зальцбург -- Филлах).
Автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным в перевозках как грузов, так и особенно пассажиров. Теперь только междугородными автобусами пе-ревозится вдвое больше пассажиров, чем по железным дорогам. За последние десятиле-тия построено несколько участков новых шоссейных дорог типа автострад, важнейшая из которых -- магистраль Вена -- Зальцбург. Рисунок сети автомобильных магистралей схо-ден со схемой железных дорог.
Единственная судоходная река Австрии -- Дунай. Он судоходен на всем австрий-ском участке длиной в 350 км. Особено многоводен он летом, когда тают горные снега и ледники. Тем не менее на речной транспорт приходится менее десятой части общего гру-зооборота страны. Самый крупный порт Австрии -- Линц, где металлургия потребляет огромное количество ввозимиых в основном по реке каменного угля и кокса, железной руды и другого сырья. Ему по грузообороту более чем вдвое уступает Вена.
География внешнеэкономических связей.
Экономика Австрии не может развивться без тесных связей с зарубежными стра-нами, причем ввоз ею товаров и капитала превышает их вывоз. Но предостовляемые ею услуги зарубежным партнерам превосходят услуги, получаемые от них. Речь в первую очередь идет о туризме, который играет большую роль в экономике страны.
Внешняя торговля Австрии имеет отрицательное сальдо, то есть импорт ее товаров по стоимости превышает экспорт. Значительное место в экспорте Австрии занимают сы-рье и полуфабрикаты: древисина и продукты ее частичной переработки, черные металлы, продукция химической промышленности, электроэнергия. Из готовой продукции выво-зятся некоторые виды машин и оборудования, речные суда. В небольшом количестве экспортируется продовольствие.
Ввозятся преимущественно готовые изделия, и в первую очередь потребительские товары, несколько меньшее значение имеет импорт машин и оборудования, автомобилей, изделей бытовой и промышленной электроники. В больших количествах ввозятся нефть, природный газ, каменный уголь и кокс, металлоруды, химическое сырье. Ввозят также пищевые и вкусовые товары, продукты тропического земледелия, много кормов.
Вообще, внешняя торговля Австрии более чем на 85% ориентирована на мировой капиталистический рынок. Первое место и в экспорте, и оссобенно в импорте Австрии занимает Германия.