Религиозный состав населения Индии

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общест­ва. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, кото­рые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торгов­цев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он соз­дал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала оп­ределяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не из­меняясь на протяжении жизни десятков поко­лений. Со временем увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. раз­личных каст и подкаст. После войны ни одна перепись населения этот во­прос не включала. Поэтому в наши дни их число в различных ис­точниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой сис­теме индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприка­саемых, или париев, к кото­рой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в не­ведомую темноту. Из этих остатков и вышли неп­рикасаемые, кото­рым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечис­тыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Ин­дуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четы­рех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких не­прикасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек. Конститу­ция Индии в законодатель­ном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправ­ное, связанные с древними предрассудками. Само слово <чамар> (<неприкасаемый>) выведено из оборота и заменено словом <хариджаны> (<дети Бога>), предло­женным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не ме­нее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государст­венных служащих. До сих пор крайне редки браки между пред­ставителями высших и низ­ших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобла­дают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Ут­тар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преоб­ладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено за­коном.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Хри­стиане живут главным образом в юж­ных штатах,- особенно в Керале и в Нага­ленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где при­верженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в ХV веке. Как бы отражая гео­графическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. На­пример, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, де­ление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Муж­чины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку <сингх>, что значит <лев>) носят длинные волосы, собранные в пучок на ма­кушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха явля­ется также кин­жал.

Буддизм зародился в Северной Индии в сере­дине I тысячелетия - до н. э. Но в наши дни его исповедует ме­нее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. По­скольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение жи­вых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда пре­обла­дали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростов­щики. Эти­ческие предписания джайнизма включают обеты прав­дивости, сдер­жанности, бесстрастности, строгий запрет воров­ства.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Тюркский Каганат и Средняя Азия
В такой молодой стране, но с таким древним народом, как Узбекистан, поиск собственных исторических корней и "начала начал" совершенно закономерен. Процесс этот идет давно, но наиболее интенсивно он начался после обретения страной независимости. Слом самых "твердокаменных&qu ...