Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием <малых> штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипури, Мизор, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере - Химачал-Прадеш. Образование подобных <малых> штатов, в большинстве своем выросших союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации <малых> народов Индии.
Современная Индия - федеративное государство (по конституции - союз штатов). В него входят 25 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты представляют собой крупные административно- территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует <свой> народ.
Союзные территории - небольшие административные единицы, управление которыми осуществляется непосредственно центральным правительством. К ним относятся столичная территория Дели, территория бывшей французской колонии Путтучери (Пондишери), бывших португальских колоний Даман и Диу и не которые другие.
Наиболее крупные народы Индии и ареалы
их распространения (по штатам)
Народы |
Штаты |
1 Хиндустанцы |
Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш Харьяна |
2 Бихарцы |
Бихар |
3 Бенгальцы |
Западная Бенгалия |
4 Телугу (андхра) |
Андхра-Прадеш |
5 Матархи |
Махараштра |
6 Тамилы |
Тамилнад |
7 Гуджаратцы |
Гуджарат |
8 Каннара |
Карнатака |
9 Малаяли |
Керала |
10 Ория |
Орисса |
11 Пенджабцы |
Пенджаб |
12 Раджастханцы |
Раджастхан |
13 Ассамцы Ассам
Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до ½ в Джамму и Кашмире, но этот принцип соблюдается всюду.
Каждый штат Индии имеет своё выборное законодательное собрание и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и должность губернатора, назначаемого президентом страны. Если президент временно вводит в том или ином штате президентское правление, то оно от его имени осуществляется губернатором.
Административно-территориальное деление Индии не является изменным. Время от времени в него вносятся отдельные коррективы хотя уже не столь кардинальные как прежде. Надо учитывать что между отдельными штатами существуют взаимные территориальные претензии, обычно касающиеся небольших, но экономически важных районов.
Но главный административно-территориальный конфликт Индии, имеющий очень большое политическое звучание, связан с Кашмиром. При разделе бывшей британской Индии на два государства Индия и Пакистан заявили о своих претензиях на Кашмирское княжество. После посылки <добровольцев> и вспышки вооруженных столкновений между двумя странами было принято компромиссное решение о разделе Кашмира, 2/3 которого вошли в состав Индии, а 1/3 - в состав Пакистана. В дальнейшем острые разногласия по кашмирскому вопросу уже приводили к индо-пакистанской войне, которая, дала перевеса ни одной из сторон. Эти разногласия остаются и поныне. Индия считает, что кашмирский вопрос уже решен уже окончательно, тогда как Пакистан настаивает на проведении в Кашмире референдума - в расчете на то, что преимущественно мусульманское население штата выскажется за присоединение к Пакистану. Существует и проект создания, точнее возрождения, независимости Кашмира.