Как в экспорте, так и в импорте Японии первое место занимает США. Однако в японо - американской торговле существует крупный дисбаланс в пользу Японии. Между Японией ведётся настоящая “торговая война” за рынки сбыта. К примеру, в торговле телекоммуникационным оборудованием образовались огромные диспропорции. Объём продаж японского оборудования в США в одиннадцать раз превышает объём продаж американского оборудования в Японию. Сами американцы покупают японские приборы вместо американских. Это можно объяснить лишь тем, что нельзя продать то, что люди не хотят покупать, это обусловливается японским качеством.
Такая же картина наблюдается в машиностроении и во многих других отраслях японской промышленности. Японский товар имеет сравнительно низкую цену при хорошем качестве. Общая философия, свойственная всей промышленности Японии, состоит в том, что каждый сам себе контролёр и что производимую продукцию надо делать без брака на каждом этапе операции. В Америке допускается определённый процент брака. В Японии не позволяет делать этого элементарная экономия, японцы стараются избежать даже единичных случаев брака.
Восемнадцать тысяч японских компаний терпят крах, по одной и той же причине, по которой они терпят крах повсюду - конкуренция
. Конкуренция порой настолько суровая, что японцы боятся ее экспорта в другие страны. Японцы интересный народ, они конкурируют не только в бизнесе, но и в жизни. Во все времена существовала и существует тонкая грань между соревнованием и побоищем. В Китае существует такая поговорка - не разбивай чужую миску с рисом. В Японии считают, что не следует уничтожать стоящего конкурента - надо сохранить ему честь и престиж. Все же японские конкуренты зачастую ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, и именно эта жестокая конкуренция в самой Японии делает их компании такими конкурентоспоспособными за границей. Конкуренция превращает потребителя в короля. В Японии сегодня больше производителей гражданской продукции, чем в любой другой стране в мире, включая США. И эти компании, например, девять автомобилестроительных компаний и две компании по производству тяжёлых грузовиков, более сотни компаний, производящих станки, и более шестисот электронных компаний, - выдержали жестокую конкуренцию. Одно время в Японии было сорок компаний, производящих телевизоры; сегодня осталось лишь шесть больших компаний. Компании, занятые в электронике, производстве автомобилей, телекамер, электробытовых приборов и другие - это компании, которые оказывают прямое воздействие на рынок сбыта всего мира.
Одним из важнейших факторов экономического развития Японии стало широкое участие её в международной торговле технологией. Достижение Японией высокого научно - технического уровня в ведущих отраслях производства, развёртывание собственных НИОКР и ужесточение в последние годы условий приобретения лицензий на мировом рынке привели к относительному снижению роли импорта технологий для японской экономики. В отраслевой структуре японского экспорта технологии наибольшую долю заняли лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. Набирает темпы экспорт японских технологий в США и европейские страны. С расширением экспорта технологий в Японии связывают решение острых внешнеэкономических и внешнеполитических проблем, стоящих перед страной. Это подталкивает деловые и научные круги Японии на развитие новых форм научно - технического обмена, включая межфирменную кооперацию, координацию программ исследований и т.д.