Название материка и история его исследования

Путешественники из многих стран отправлялись в экспедиции к этому материку.

С 1957 года по 1959 год проходил Международный геофизический год, 65 стран договорились послать свои экспедиции в Антарктиду, построить научные станции и провести разнообразные исследования. В Антарктиде построено более 60 научно-исследовательских станций. Там работают ученые многих стан мира. В 1959 году был подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому там запрещается строить промышленные и военные объекты. Весь континент предоставляется ученым для исследований, поэтому Антарктиду называют континентом ученых.

Первую советскую экспедицию в Антарктиду возглавил Герой Советского Союза М.М. Сомов. В начале января 1956 года, флагманский корабль экспедиции дизель-электроход “Обь” под командованием капитана И.А. Мана в густом тумане приблизился к леднику Хелен и через узкий проход между айсбергами прошел к востоку от устья ледника в бухту Депо моря Дейвиса.

Начались поиски места для строительства научной станции. Подходящее место было найдено в районе острова Хасуэлла. В середине февраля 1956 года состоялось торжественное открытие первой советской обсерватории на берегу Антарктиды. Обсерватория получила название “Мирный“ – в честь одного из кораблей первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева. С первых дней существования советской базы начались научные исследования на всех намеченных направлениях. Берег, где обосновалась экспедиция, был назван Берегом Правды.

Через несколько месяцев экспедиция предприняла санно-гусеничный поход в глубину “белого пятна” Восточной Антарктиды и организовала в 370 км от берега, на высоте 2700 м над уровнем моря внутриконтинентальную станцию “Пионерская”. На этом склоне ледникового купола даже в самую хорошую погоду дует смоковый ветер, переметающий снег.

Вторая советская антарктическая экспедиция под руководством А.Ф.Трешникова продвинулась еще дальше вглубь континента. Исследователи пришли к Южному геомагнитному полюсу и на расстоянии1400 км от берега, на высоте 3500 м над уровнем моря, построили постоянную научную станцию “Восток”. Все необходимое для жизни и работы полярников доставляется с родины несколькими кораблями, кроме того, у зимовщиков есть трактора, тягачи, самолеты, вертолеты.

Благодаря легкому самолету АН-2 и вертолету МИ-4, которые помогали быстро попадать в любые пункты побережья, геологи изучили за короткое время десятки скалистых гор – нунатаков, выступающих из ледникового покрова, провели съемку скал “Мирного” и оазиса Бангера - Хилс и его окрестностей. Биологи облетели на самолете многие прибрежные острова, производя описание флоры и фауны этих районов.

Третья советская антарктическая экспедиция работала в период Международного геофизического года. К этому времени были построены еще две станции – “Комсомольская” и в области относительной недоступности – “Советская”. На станциях были организованы круглосуточные наблюдения за атмосферой. Был открыт Полюс холода нашей планеты. Он находится в районе станции “Восток”. Здесь отмечена среднемесячная температура августа -71С и зафиксирована минимальная температура -88,3 С. При таких температурах металл делается хрупким, солярка превращается в тестообразную массу, керосин не вспыхивает, даже если в него опустить горящий факел.

Во время работы Четвертой советской антарктической экспедиции работала еще новая станция “Лазарева” на берегу Земли Королева Мод, но впоследствии ее переписали на 80 км вглубь континента и назвали “Новолазаревской”. Участники этой экспедиции совершили санно-гусеничный поход от станции “Восток” до Южного географического полюса.

В октябре 1958 года советские летчики на самолете ИЛ-12 совершили трансконтинентальный полет из “Мирного”, через Южный полюс, на американскую базу Мак - Мердо, расположенную у острова Росса. Это был первый советский самолет над Южным полюсом.

В конце 1959 года во время Четвертой советской антарктической экспедиции исследователи совершили выдающийся поход на вездеходах. Поход этот проходил в наиболее трудном секторе Антарктиды по маршруту “Мирный”- “Комсомольская”- “Восток”- Южный полюс. 26 декабря 1959 года советский поезд из вездеходов прибыл к станции “Амундсен” – “Скотт”, где советские полярники были тепло встречены американцами. Участники похода совершили традиционное кругосветное путешествие вокруг земной оси, занявшее всего несколько минут. Во время этого похода наши ученые измеряли мощность ледникового покрова сейсмоакустическим методом. Оказалось, что под станцией “Восток” мощность ледника составляет 3700 м, а на Южном полюсе – 2810 м, от станции “Пионерская” до Южного полюса простирается обширная подледная равнина, лежащая на уровне моря. Ее назвали равниной Шмидта – в честь знаменитого советского полярника – Отто Юльевича Шмидта. Результаты исследований ученых разных стан мира были соединены в одну общую систему. На их основе были составлены карты подледного рельефа и мощности ледникового покрова Антарктиды.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Общая характеристика и демографическая проблема в Японии
Японцы называют свою островную страну Страной восходящего солнца. Красный круг, изображенный на государственном флаге Японии, символизирует восходящее солнце. В течение многих веков Японией правили императоры, которым до XX века приписывалось божественное происхождение. В наши дни роль и обязанн ...