Южная Америка раньше других регионов мира вступила на путь интеграции. С 1960 г. здесь стали действовать торгово-экономические группировки – Латиноамериканская ассоциация свободной торговли – ЛАСТ (преобразована в 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции – ЛААИ), с 1968 г. – Карибская ассоциация свободной торговли, преобразованная позже в Карибское сообщество и Карибский общий рынок – КАРИКОМ. В 1969 г. возникли ещё два региональных торгово-экономических объединений – Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), преобразованная в 1996 г. в Андское сообщество наций, и Ла-Платская группа (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), государства, которой в 1991 г. образовали Общий рынок стран Южного конуса – МЕРКОСУР.
Особую роль в интеграции Южной Америки и Западного полушария имеет МЕРКОСУР (рис. 1). Именно это объединение за полтора десятилетия добилось внушительных экономических успехов, хотя его страны-члены в девяностые и в начале нынешнего столетия испытали экономические спады и кризисы. В 1995 г. в нём были введены единые внешнеторговые пошлины, т.е. возник торговый союз. Позиции МЕРКОСУР значительно окрепли после подписания в 1996 г. соглашения о создании зоны свободной торговли с Боливией и Чили. [2]
МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось:
• отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.;
• свободное движение капитала и рабочей силы;
• введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза;
• координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере;
• унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон;
• единый порядок определения происхождения товаров.
Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В-первых четырех работа ведется на межправительственном уровне. Основной принцип деятельности высших органов МЕРКОСУР — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки.
С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).[16]
Другим важнейшим региональным торгово-экономическим блоком в Южной Америке является Андское
сообщество (группа, пакт; «Andean Group» или «Andean Common Market») создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора (рис. 1). С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла. Андская группа охватывает территорию в 4,8 млн. кв. км с населением 111 млн. человек; её совокупный валовой продукт составляет 268 млрд. долларов. Высший орган — комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран с годичным сроком полномочий, по истечении которого комиссия перемещается в очередное по алфавиту государство, входящее в пакт. Представитель этой страны является её президентом. Комиссия обычно проводит не менее трёх сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития.