Демография. По оценке на 1998, из 69,3 млн. жителей Кореи в КНДР проживают 34%, а в РК 66% населения. Средняя плотность населения Кореи в целом – 311, КНДР – 192 и РК – 468 человек на 1 кв. км. Таким образом, Южная Корея является одной из самых густонаселенных стран мира. В 1910 в Корее насчитывалось лишь 13 млн. жителей. Вследствие высокой рождаемости численность населения к 1940 возросла до 24 млн. человек и, несмотря на людские потери и вынужденные перемещения во время Второй мировой войны и военных действий в период Корейской войны (1950–1953), достигла 35 млн. человек уже к 1960.
КНДР. Несмотря на то, что демографическая статистика по Северной Корее фрагментарна, имеющиеся данные позволяют оценить рождаемость в 1999 в 21 человек на 1000, а смертность – 7 человек на 1000. Естественный ежегодный прирост населения в конце 1990-х годов составил 17‰. Наиболее густо заселены западные приморские районы.
Республика Корея. Согласно переписи 1997, численность населения РК составила 45 991 тыс. человек. Уровень рождаемости, достигавший 45 человек на 1000 в конце 1950-х годов, к 1999 снизился до 15 человек на 1000. За тот же период смертность в Южной Корее благодаря успехам в сфере здравоохранения уменьшилась и в 1999 составила 6 человек на 1000. В итоге темпы годового демографического роста постепенно снижались и к 1998 достигли 9‰. Вследствие довольно высокого уровня рождаемости в возрастной пирамиде велика доля детей и молодежи.
Население распределяется внутри страны неравномерно. Поскольку лишь четверть территории РК пригодна к обработке, сельское население сосредоточено в четырех рисопроизводящих провинциях, расположенных на западе, юго-западе и юго-востоке. В городах проживает примерно 75% населения, причем более половины из них – в Сеуле и Пусане.
Этнический состав и язык. Корея – мононациональная страна (99,9% корейцев). Эмиграционные процессы начались в середине 19 в. и особенно усилились в начале 20 в. после захвата Кореи Японией. В настоящее время за пределами Кореи проживают ок. 5 млн. корейцев. Компактными группами они живут в Китае, Японии, США, России и странах СНГ. Предполагается, что 5–10 тыс. лет назад предки протоалтайских племен несколькими последовательными волнами двинулись на Корейский п-ов из вероятного очага своего формирования в северных областях Центральной Азии. Полуостров к этому времени уже был заселен, вероятно, племенами южного малайско-полинезийского или протоайнского происхождения. На Корейском п-ове археологи обнаружили следы деятельности палеолитического человека и многочисленные неолитические стоянки. В соответствии с распространенной точкой зрения, в неолите население консолидировалось преимущественно на базе протоалтайской этнической общности и говорило на языке, сходном с языками тунгусо-маньчжурской группы.
В 1443 группой ученых, которыми руководил король Седжон (1418–1450), был разработан уникальный алфавит хангыль. Официальной датой создания корейской письменности считают 1446, когда был опубликован документ Хунмин чоным (Наставление народу о правильном произношении).
До хангыля у корейцев в ходу была китайская иероглифическая письменность, которой удалось удерживать свои позиции в делопроизводстве и в среде образованной правящей верхушки вплоть до начала 20 в.
В период колониального господства в Корее (1910–1945) японские власти сужали сферу распространения хангыля, побуждая, а затем и вынуждая жителей Кореи учить японский язык. В результате движение за внедрение буквенного алфавита вплоть до 1945 не могло достичь успеха. Более того, ввиду высокой доли в корейской лексике китайских слов возникла система смешанного иероглифически-буквенного письма, в котором иероглифы служат для передачи китайских заимствований, буквы же используются в целях обозначения глагольных окончаний, неизменяемых частиц и исконно корейских слов. Этот тип письменности до сих пор превалирует в Южной Корее вопреки попыткам ограничить или запретить употребление китайских иероглифов. Некоторые виды текстов, например беллетристические произведения, публикуются на чистом хангыле. В КНДР с 1949 для печати политической, художественной и научной литературы используется исключительно корейская азбука.
Конфессиональный состав. Большинство южнокорейцев придерживаются буддийских или конфуцианских канонов, а часто и тех и других одновременно, прежде всего при таких важных событиях, как свадьба, похороны и культ предков. Шаманизм, особенно изгнание злых духов, тоже входит в число религиозных культов определенной части населения, в первую очередь деревенского. В 1991 в Южной Корее насчитывалось ок. 8,3 млн. протестантов и ок. 2,5 млн. католиков. В 1993 в Республике Корея были распространены примерно 240 «новых религий». Особое место в системе религиозных представлений занимает Чхондогё («Учение небесного пути»), корни которой восходят к религии Тонхак («Восточное учение»), созданной в 1862 религиозным реформатором Чхве Джэу. В 1905 Тонхак была переименована в Чхондогё. Тонхак-Чхондогё сыграла огромную роль в национально-освободительной борьбе корейского народа против японского колониального господства. В учении Чхондогё присутствуют элементы буддизма, конфуцианства, даосизма и христианства. В лоне протестантизма сформировалось новое религиозное течение мунизм, лидер которого Мун Санмён (или Сан Мён Мун) создал в середине 1950-х годов «Ассоциацию Святого духа за объединение христианства», известную как «Церковь объединения» и активно действующую во многих странах мира.